Теория справедливости Джона Ролза в контексте проблем современной конфликтологии

Г. С. Кузьмин

Аннотация


Анализ проблем, поставленных в фундаментальной работе Ролза «Теория справедливости», выступает основой для современной дискуссии о природе общественных отношений как в среде либерально настроенных политических философов, так и в среде их идейных противников. Направление политической философии, в рамках которого Ролз развернул свою аргументацию, принято называть либеральным эгалитаризмом. Этим подчеркивается стремление Ролза продемонстрировать ограничения классического для либерализма понимания естественно складывающихся в обществе форм неравенства и социальной стратификации. Ключевой особенность работы Ролза, если рассматривать ее с позиции конфликтологического анализа, является признание автором конфликтной природы общества. «Теория справедливости» продолжают европейскую традицию сочинений по проблематике общественного договора, заложенную Гоббсом, Локком и Руссо. Впрочем, в лице Ролза мы можем проследить качественный скачок в понимании того изначального положения, в котором находятся субъекты общественного договора. Изначальное положение индивидов и групп, в котором они находятся в дообщественном состоянии, рассматривается уже не просто как историческая аллегория, а как особая «виртуальная ситуация», исподволь воспроизводимая постоянно, но практически никогда не возникающая в форме осязаемого политического феномена. Ролз отталкивается уже не от абстракции «войны всех против всех» — войны, требующей прекращения посредством принятия общественного договора. Изначальное положение по Ролзу характеризуется конфликтными чертами в ином, современном смысле. Субъекты общественного договора обладают противоречивыми интересами, реализация которых в полной мере возможна лишь в результате сотрудничества этих субъектов. Соответственно, общественный договор интерпретируется в «Теории справедливости» как договор в конфликтологическом понимании — как соглашение конфликтующих сторон по поводу совместной деятельности. Ранее эта концептуальная составляющая работы Ролза не подвергалась пристальному анализу — сейчас пришло время заполнить этот пробел.

Полный текст:

PDF

Литература


Алейников А. В. Метафизика российской конфликтности: холодная гражданская война или склока // Власть. 2013, № 6. С. 25–31.

Алейников А. В. Системные конфликты в России: концептуальные основания анализа. Статья 1 // NB: Проблемы общества и политики. 2013. № 7. С. 94–140.

Кант И. Основы метафизики нравственности. М.: Мысль, 1999.

Кимлика У. Либеральное равенство // Современный либерализм. М., 1998.

Козер Л. Функции социального конфликта. М.: Идея-пресс, 2000.

Нозик. Р. Анархия, государство и утопия. М.: ИРИСЭН, 2008.

Стребков А. И. Алдаганов М. М., Газимагомедов Г. Г. Российская конфликтология: между настоящим и прошлым // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 17. Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение. 2013. Вып. 1. С. 66–76.

Binmore K. Game Theory and the Social Contract. Vol. 1. Playing Fair. Massachusetts Institute of Technology, 1998.

Hobbes T. Leviathan. Oxford at Calderon Press, 1909.

Lipset S. M., Rokkan S. Cleavage Structures, Party Systems, and Voter Alignments // The West European Party System. Oxford: Oxford University Press, 1990. Р. 91–111.

Rawls J. Distributive Justice // Philosophy, Politics, and Society. Third Series. London: Blackwell; New York: Barnes & Noble, 1967. Р. 58–82.

Rawls J. Justice as Fairness // Philosophical Review (April 1958), 67 (2). P. 164–194.

Rawls J. A Theory of Justice. The Belknap Press of Harvard University Press. Cambridge, Massachusetts, 1999.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.