Модернизация российской высшей школы: к проблеме преодоления противоречий болонской системы

И. Д. Миннахметов

Аннотация


В статье представлена характеристика основных принципов Болонской системы, проблем и противоречий ее реализации в России. Автор подчеркивает необходимость адекватно оценивать потенциал российских вузов, ориентированных сегодня преимущественно на внутренний рынок труда. В этой связи рассчитывать на интенсивную интеграцию России в европейское образовательное пространство — в ближайшей обозримой перспективе не приходится. Принципиальным тормозом в этой ситуации можно назвать традиционализм и патернализм в ценностях и нормах, проявляющийся в инертности привычных стандартов жизни и ценностей, консерватизме образовательной системы как таковой. Это ярко проявляется в процессе внедрения стандартов Болонского процесса. Отмечено, что система ограничивается лишь формальными процедурами внедрения двухуровневой системы обучения, балльно-рейтинговой системы, кредитной системы учета трудоемкости учебных дисциплин и др. В то же время содержание и качество высшего образования остаются практически без изменений. Все это происходит на фоне процветания авторитарной педагогики, снижающей мотивацию и инициативность, ответственность студентов. В студенческой среде сохраняются иждивенческие настроения, что негативно сказывается на эффективности реализации программ бакалавриата и магистратуры, ориентированных на высокую самостоятельность работы студентов. Противоречия модернизации высшего профессионального образования в рамках Болонской системы, помимо прочего, связаны с чрезмерной заформализованностью и ведомственностью национального проекта. Реформа высшей школы затрагивает интересы всего общества, а его интересы, как правило, совершенно не совпадают с отраслевыми интересами системы образования, а потому определение направлений модернизации и развития образования не должно замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства. Это является отражением не только связи развития высшего образования и общества, но и важнейшим социальным противоречием системного характера, истоки которого кроются в отечественной истории. В целом же современные процессы модернизации российского высшего образования в контексте присоединения к Болонской конвенции являются подтверждением готовности страны следовать выбранному вектору движения. Активное взаимодействие с Европой в условиях глобализационных процессов служит залогом процветания и развития России в настоящем и будущем.

Ключевые слова


модернизация; высшая школа; бакалавриат; магистратура; принципы; противоречия; Болонская система; рынок труда

Полный текст:

PDF

Литература


Агранович М. Л. Экономика российского образования через призму международных сравнений [Электронный ресурс]. — URL: http://www.econorus.org/consp/files/9n6k.doc

Болонский процесс. Основополагающие материалы / пер. с англ.; сост. А. К. Бурцев, В. А. Звонова. М.: Финансы и статистика, 2007.

Индустриализация СССР. М.: Наука, 1973.

Мальцев Г. В.Реформа юридического образования и Болонский процесс // Ученый Совет. 2007. № 3. С. 37–41.

Образование в Российской Федерации: 2007. Статистический ежегодник. М.: ГУ-ВШЭ, 2007.

Об утверждении перечней направлений подготовки высшего профессионального образования: приказ Минобрнауки России от 17.09.2009 № 337 [Электронный ре-сурс] // Федеральный портал «Российское образование». — URL: http://www.edu.ru/dbmon/mo/Data/d_09/m337.html

О высшем и послевузовском образовании: федер. закон РФ от 22.08.1996 № 125-ФЗ [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочная правовая система / разраб. НПО «Вычисл. математика и информатика». М.: Консультант-Плюс, 1997–2011. — URL: http://www.consultant.ru

Смирнов С.Болонский процесс: перспективы развития в России // Высшее образование в России. 2004. № 1.

Столбова И. Д.Актуальные вопросы перехода на образовательные стандарты но-вого поколения [Электронный ресурс] // Mеждународная интернет-конференция КГП-2010 «Проблемы качества графической подготовки в техническом вузе в ус-ловиях перехода на образовательные стандарты нового поколения» в Пермском

государственном техническом университете в марте-апреле 2010 года: материалы. — URL: http://dgng.pstu.ru/conf2010/papers/69/

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 276-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

Ханин Г. И. Высшее образование и российское общество Всероссийский экономический журнал. № 8–9. 2008. — URL: http://www. econom.nsc.ru /eco/arhiv/ReadStatiy/2008_09/Hanin/index.htm


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.