СПЕЦИФИКА УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Е. А. Ильинская, А. Р. Кетов, М. Е. Байкин

Аннотация


Актуальность исследования конфликтов в образовательной среде состоит в том, что такие конфликты затрагивают сферу, являющуюся фундаментально важной для современного общества. Изучение педагогических конфликтов составляет актуальную исследовательскую задачу по причине того, что образование является одной из важнейших сфер общественной жизни, от состояния которой зависит культурное процветание, экономическое развитие и воспроизводство социума в целом. Специфика образовательной сферы, и тем более нюансы российских реалий, существенно ограничивают применение общих методов анализа конфликтов. Таким образом, отдельную исследовательскую проблему составляет разработка теории анализа конфликтов в образовании. Научная новизна данного исследования состоит в том, что в результате применения постнеклассического методологического подхода к анализу социально-трудовых конфликтов в сфере образования были раскрыты основные методологические предпосылки конфликтологии к анализу социально-трудовых конфликтов, такие как: неизбежность конфликтов, невозможность построения идеальной формальной системы, отказ от понимания конфликта лишь в качестве изъяна в адаптивности системы, а также классифицированы виды и причины конфликтов в образовательной среде. В российских реалиях наблюдается супер-причина социально-трудовых конфликтов в сфере образования, которой является задержка, и даже невыплата заработной платы. Отмечается, что у такого положения есть дополнительный эффект в виде снижения протестного потенциала сотрудников, для чего привлекается теория социальных изменений. Остальные причины в такой ситуации уходят на второй план, что в целом снижает протестный потенциал работников. Отдельное внимание уделяется рассмотрению проблемы гендерной предвзятости. Также проводится попытка выявления актуальности инструментального использования теории дискурсов Лакана в анализах таких конфликтов.

Ключевые слова


образовательная среда; конфликтология социально-трудовой конфликт; субъект; постнеклассическая наука

Полный текст:

PDF

Литература


Кулагина Н.В. Гендерный конфликт в деятельности педагогов-мужчин и педагогов-женщин // Образование и наука. 2009, № 3.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gendernyy-konflikt-v-deyatelnosti-pedagogov-muzhchin-i-pedagogov-zhenschin (access: 01.12.2022). (In Russ.)

Предварительные итоги развития социально-трудовых конфликтов и анализ социальной трудовой обстановки в РФ в 2022 году (январь-сентябрь).

URL: http://industrialconflicts.ru/lib/104/predwaritelynye_itogi_razwitiya_sotsialyno-trudowyh_ko.html (access: 05.12.2022). (In Russ.).

Зиммель Г. Человек как враг // Социологический журнал. 1994, № 2: 114–119.

Щербакова Т.Н. К вопросу о структуре образовательной среды учебных учреждений // Молодой ученый. 2012, № 5 (40): 545–548.

Шуклина Е.А. Преподаватели ВУЗов о социальном благополучии в сфере профессиональной деятельности // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2022. № 1.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prepodavateli-vuzov-o-sotsialnom-blagopoluchii-v-sfere-professionalnoy-deyatelnosti (access: 30.11.2022). (In Russ.)

Степанов Е.И. Конфликтология переходного периода: методологические, теоретические, технологические проблемы. М.: Наука, 1996.

Яшин А.А., Струкова М.Н. Нормирование и распределение учебной нагрузки: взгляд практика // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 6 (100).

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/normirovanie-i-raspredelenie-uchebnoy-nagruzki-vzglyad-praktika (access: 05.12.2022). (In Russ.)

Савченко И.А. Конфликты в образовательной организации в условиях организационных изменений // Конфликтология / nota bene. 2018. № 2.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konflikty-v-obrazovatelnoy-organizatsii-v-usloviyah-organizatsionnyh-izmeneniy (access: 30.11.2022). (In Russ.)

Больше всех работают сверхурочно медсестры, учителя, врачи, менеджеры по логистике и юристы // Исследовательский центр портала Superjob.ru.

URL: https://www.superjob.ru/research/articles/113548/bolshe-vseh-rabotayut-sverhurochno-medsestry/ (access: 28.11.2022). (In Russ.)

Делёз Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип: капитализм и шизофрения. Екатеринбург: У-Фактория, 2008.

Дикова В.В., Зеер Э.Ф. Педагогическая агрессия как профессионально обусловленная деформация учителя // Образование и наука. 2005. № 4.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-agressiya-kak-professionalno-obuslovlennaya-deformatsiya-uchitelya (access: 02.12.2022). (In Russ.).


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.