Аффилиация как проблема и как ресурс социализации личности детей с ограниченными возможностями: (конфликтологический аспект)

В. П. Шалаев, А. Л. Хинканина

Аннотация


В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей аффилиации детей с ограниченными возможностями здоровья. Феномен аффилиации как стремления индивида к другим людям недостаточно представлен в отечественной психологии. Проявление аффилиации у детей-инвалидов практически не рассматривается. Потенциал мотива аффилиации играет важную роль в процессе преодоления внутриличностного конфликта у ребенка в условиях ограниченного жизненного пространства в связи с последствиями заболевания. В рамках данного исследования аффилиация предстает как личностное качество, имеющее культурную основу. Для современной социальной работы с данной категорией детей актуальны методологические подходы к аспектам проблемы, концептуально отраженные в работах Л. С. Выготского и М. Коуэла. Обе концепции раскрывают механизмы влияния культуры на социум, на отдельную личность, на личность ребенка. Накопленный поколениями опыт, содержащийся в артефактах, передается путем взаимодействия ребенка с культурными предметами. При этом передача социального опыта от человека к человеку воплощается через общение и совместную деятельность. Опираясь на культурноисторический подход к развитию личности можно рассматривать аффилиацию как условие социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество. Полученные результаты исследования показали, что проявление аффилиации у детей с ограниченными возможностями здоровья зависит от специфики социальной среды, в которой эти дети развиваются. Материалы невключенного наблюдения и социологического опроса показали, что дети с ограниченными возможностями здоровья стремятся к общению, хотя испытывают серьезные трудности при коммуникации с социальным окружением. Статья будет интересна психологам, педагогам, социальным работникам и специалистам, работающим с детьми-инвалидами. Приведенные данные исследований открывают новые перспективы для изучения внутриличностных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья на пути их интеграции и адаптации в социум.

Ключевые слова


аффилиация; дети с ограниченными возможностями; интеграция; социальная адаптация; социальная ситуация развития; социальная интеграция; внутренний конфликт; синергетические практики с человеком в трудной жизненной ситуации

Литература


Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка // Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т. 6. М.: Педагогика, 1984. 400 с.

Выготский Л. С. Проблема возраста // Выготский Л. С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 108 с.

Выготский Л. С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика-Пресс, 1993. 224 с.

Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего / пер. с англ. М., 1997. 432 с.

Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб.: Питер, 2007. 672 с.

Мэй Р. Искусство психологического консультирования / пер. с англ. Т. К. Кругловой. М.: Независимая фирма «Класс», 1994. 144 с.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1989. 486 с.

Суворов А. В. Человечность как фактор саморазвития личности. Дисс. в форме научного доклада на соиск. уч. ст. док. психол. наук. М., 1996 // http://asuvorov.narod.ru/pub/ardd004.doc

Формирование индивидуальной программы реабилитации у детей-инвалидов [Текст]: пособие / О. С. Андреева, С. Н. Пузин, Д. И. Лаврова, В. С. Сазонов, Н. Б. Шабалина, И. К. Караева. М., 2005. 119 с.

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. 2-е изд. СПб., 2003. 860 с.

Хинканина А. Л. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского о саморазвитии личности: методологический аспект и современное прочтение // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 44. С. 8–14.

Хинканина А. Л. Проблема идеального образа в современном гуманитарном знании // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2010. Т. 3. № 3. С. 145–151.

Шалаев В. П. Социосинергетика: истоки, теория и практика в современном мире: научное издание. Йошкар-Ола, 1999. 268 с.

Шалаев В. П. Синергетика в пространстве философских проблем современности. Йошкар-Ола: МарГТУ, 2009. 360 с.

Шалаев В. П. Философские основы социальной работы: учебное пособие. Йошкар-Ола: МарГТУ, 2007. 252 с.

Шалаева С. Л. Социально-онтологический статус детства в системе общества. Йошкар-Ола: МарГУ, 1996. 184 с

Over H., Carpenter M. Eighteen-month-old infants show increased helping following priming with affiiation // Psychological Science. 2009, 20. Р: 1189–1193.

Rubin M. Social Affiiation Cues Prime Help-Seeking Intentions // Canadian Journal of Behavioural Science. 2011. Vol. 43. No. 2. Р. 138–141.

Suvorov A. Problems ofintegration ofthe deaf-blind (from my experensce) // Proceidings, III European Conference of the International Association for the Education Deafblind People. Potsdam. Barbara Wolfel, COC Kongrssorganisation Gmbh, 1993. P. 315–319.

Tarantino N., Tully E. C., Garcia S. E., South S., Iacono W., McGue M. (2013) Genetic and Environmental Inflences on Affiiation With Deviant Peers During Adolescence and Early Adulthood // Developmental Psychology. 50 (3). Advance online publication. doi: 10.1037/a0034345.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.