Конфликтологический аспект проблемы «музыка и ислам»

Е. C. Федорова

Аннотация


В статье рассматривается проблема «музыка и ислам» с позиции конфликтологического знания. Политические, социальные и культурные процессы, происходящие в современном мире, вынуждают искать эффективные способы урегулирования конфликтов в духовной сфере. В результате интенсивного взаимодействия различных культур происходит, с одной стороны, их взаимное обогащение, а с другой — возникновение конфликтных ситуаций, вызванных несовпадением и непониманием ценностей другой культуры. Одной из наиболее актуальных на сегодняшний день проблем является проблема понимания мусульманской культуры и ее ценностей. Исламские этико-правовые нормы регулируют все стороны жизни человека и общества, неизбежно затрагивая сферу искусства, которое является средством создания и трансляции культурных ценностей. Значительную часть искусства составляет музыка, которая ежедневно вовлекает человека в сферу своего влияния. Несмотря на богатую музыкальную культуру исламского мира, музыкальное творчество с самого возникновения ислама получило статус не всегда одобряемого вида деятельности. Неоднозначное отношение ислама к музыке породило множество споров и дискуссий относительно ее допустимости в жизни мусульманина как в среде теологов, так и верующих обывателей, которые не ослабевают и по сей день. Поскольку ни Коран, ни Сунна не содержат прямого запрета или разрешения музыки, это дало повод к противоречивой трактовке коранических айатов и хадисов, в которых говорится о речах, пении, поэзии, музыкальных инструментах или музыкантах. В результате чего они служат аргументами как для сторонников допустимости музыки в исламе, так и для ее противников. Отсутствие единодушия в этом вопросе среди теологов приводит к открытым столкновениям и насилию по отношению к музыкантам и любителям музыки. Конфликтологическое осмысление проблемы «музыка и ислам» позволит выработать технологии конструктивного урегулирования конфликтных ситуаций, связанных с ценностной оценкой музыки в культуре.

Ключевые слова


ислам; музыка; мусульманская культура; идеологический конфликт; конфликт ценностей

Литература


Дэйзи К. Музыка и ислам: эффект Кэта Стивенса. [Электронный ресурс] // http://rus.azattyq.org/content/islam_music_mehrubon_ravshan/2347094.html (дата обращения: 05.02.2015).

Коран / Пер. с араб. и коммент. М.-Н. О. Османова. М.; СПб.: Диля, 2008. 1016 с.

Куделин А. Б. Арабская литература: поэтика, стилистика, типология, взаимосвязи. М.: Языки славянской культуры, 2003. 512 с.

Музыкальная эстетика стран Востока / Общ. ред. и вступ. статья В. П. Шестакова. М.: Музыка, 1967. 414 с.

Памяти Александра Александровича Семенова: сборник статей по истории, археологии, этнографии и искусству Сред. Азии. Душанбе: Дониш, 1980. 360 с.

Степанов Е. И. Современная конфликтология: Общие подходы к моделированию, мониторингу и менеджменту социальных конфликтов: учеб. пособие. СПб.: Издательский Дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2006. 183 с.

Туманян Т. Г. Философия идеальной власти. Политические концепции средневекового ислама. СПб.: Изд-во С.-Петербургского гос. университета, 2009. 280 с.

Farmer H. G. A history of Arabian music: to the XIIIth century. London: Luzac & Co., 1929. 264 p.

Imām al-Ghazālī Iḥyā’ ‘ulūm al-dīn. Al-juz’ al-thānī. s. l. s. a. 429 р.

Shiloah A. Music and its virtues in Islamic and Judaic writings. Aldershot (GB); Burlington (USA): Ashgate Variorum, 2007. 318 р.

Shiloah A. Music and religion in Islam // Acta Musicologica. 1997. Vol.69. Fasc. 2. P. 143–155.

Shiloah A. Music in the world of Islam: a socio-cultural study. Detroit: Wayne State University Press, 1995. 262 p.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.