НЕЙРОМАРКЕТИНГ В ОБРАЗОВАНИИ: ВОЗМОЖНОСТИ И ВЫЗОВЫ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

М. Ю. Абабкова, В. Л. Леонтьева

Аннотация


В статье анализируются вопросы применения теории и практики нейромаркетинга в образовании. Отмечена важность мультидисциплинарного подхода к решению проблем современного образования. Рассмотрен современный комплекс маркетинга образовательной организации, элементы комплекса образовательного маркетинга, «люди» и «процесс» как точки соприкосновения в процессе предоставления образовательных услуг и продуктов. Представлен современный взгляд на нейромаркетинговые исследования как инновационный подход к получению и использованию информации о нейрофизиологических реакциях в процессе образовательной деятельности для повышения ее результативности. Рассмотрены особенности мягкого и инструментального нейромаркетинга. Предложены основные направления использования результатов нейромаркетинговых и нейробиологических исследований в образовании: включение нейромаркетинга в список изучаемых дисциплин для ряда экономических и управленческих направлений подготовки, использование результатов нейробиологических исследований и рекомендаций нейромаркетинга для организации учебного процесса (привлечение внимания слушателей, создание дидактических материалов — обучающих сайтов, электронных книг и курсов, презентаций и средств мультимедиа, оценка результатов обучения), использование результатов нейробиологических исследований в маркетинговой деятельности вуза на рынке образовательных услуг (рекламная кампания, создание бренда образовательной организации). Обобщены основные проблемы использования результатов нейромаркетинговых исследований в образовании. Рассмотрены этические вопросы использования нейробиологических исследований в маркетинге. В статье подчеркивается растущая потребность в междисциплинарном сотрудничестве между такими современными науками как нейробиология, психология, педагогика и дидактика, поскольку такое взаимодействие позволит решить многие проблемы обучения и воспитания. В заключении статьи предложены актуальные направления мягких нейромаркетинговых исследований в образовании.

Ключевые слова


мульдисциплинарные исследования; комплекс маркетинга в образовании; люди и процесс как элементы комплекса маркетинга в образовании; точка соприкосновения; нейромаркетинг; инстремунтальный; клиентоориентированный; стимулирующий подходы в нейромаркетинге

Литература


Анализ состояния и динамики мирового рынка нейротехнологий // ОАО «Российская венчурная компания (РВК)». — URL: http://www.rusventure.ru/ru/programm/analytics/docs/Analyz%20sostoyanoya%20i%20dinamiki%20mirovogo%20ryinka%20neirotehnologyi.pdf (дата обращения: 20.01.2016).

Дули Р. Нейромаркетинг. Как влиять на подсознание потребителя. Минск: Попурри, 2013. 336 с.

Канеман Д. Думай медленно… решай быстро. М.: АСТ, 2015. 653 с.

Клепиков О., Чернова М. Что такое нейромаркетинг // Некоммерческое партнерство Гильдия маркетологов. — URL: http://www.marketologi.ru/publikatsii/stati/chto-takoe-nejjromarketing/ (дата обращения: 20.01.2016).

Нейромаркетинг для образования // О современной экспериментальной психологии и не только. — URL: http://mindware.ru/blog/?p=3000 (дата обращения: 20.01.2016).

Новаторов Э. В. Методы разработки и анализа процесса обслуживания в маркетинге услуг // Корпоративный менеджмент. — URL: http://www.cfin.ru/press/marketing/2001-1/novatorov.shtml (дата обращения: 20.01.2016).

Романюха С. Нейромаркетинг. Сила эмоций в противовес отжившим представлениям // Бизнес Энтропия. — URL: http://bizentropy.biz/articles/12-nejromarketing-sila-yemocij-v-protivoves.html (дата обращения: 20.01.2016).

Теория цвета — как управлять вниманием пользователя // LP Generator. — URL: http://lpgenerator.ru/blog/2013/09/05/teoriya-cveta-kak-upravlyat-vnimaniem-polzovatelya/ (дата обращения: 20.01.2016).

Турчин П. На пороге великих открытий // Методолог. — URL: http://www.metodolog.ru/01546/01546.html (дата обращения: 20.01.2016).

Фингелькурц Ан., Фингелькурц Ал. Нейромаркетинг. Узнайте, что на самом деле происходит в голове у покупателя // BM science. Brain and mind research. — URL: http://www.bm-science.com/team/p-art1.pdf (дата обращения: 20.01.2016).

Ausburg T. Becoming Interdisciplinary: An Introduction to Interdisciplinary Studies. 2nd edition. New York: Kendall/Hunt Publishing, 2006. 206 p.

Editorial of Nature // The Lancet neurology: neuromarketing, beyond branding. 2004. Т. 3 (1).

Further Education Learning Technology Action Group // Paths forward to a digital future for Further Education and Skills. 2013. Т. 1 (1). P. 4–18.

Gruzelier J. H., Egner T. Physiological self-regulation: Biofeedback and neurofeedback // Musical Excellence / еd. by A. Williamon. Oxford: Oxford University Press, 2004. Р. 197–219

How neuroscience is affecting education: Report of teacher and parent // Wellcometrust. — URL: http://www.wellcome.ac.uk/stellent/groups/corporatesite/@msh_peda/documents/web_document/WTP055240.pdf (дата обращения: 20.01.2016).

Kennedy D. Neuroscience & neuroethics. Science. 2004. No 306.

Koizumi H. The concept of «developing the brain»: a new natural science for learning and education // Brain and Development 2004. No 26. P. 434–441.

Lee N., Broderick A. J., Chamberlain L. What is neuromarketing? A discussion and agenda for future research // International Journal of Psychophysiology. 2006. No 63 (4). P. 199–204.

Marketing should be education, education should be marketing // Passionate.Creating passionate users. — URL: http://headrush.typepad.com/creating_passionate_users/2007/02/marketing_shoul.html (дата обращения: 20.01.2016).

Medina J. B. Brain Rules: 12 Principles for Surviving and Thriving at Work, Home, and School. Seattle: Pear Press, 2008.

Miles J. The application of Neuromarketing in the specialist subject of Business and Marketing // Academia. — URL: https://www.academia.edu/12458599/Neuromarketing_-_The_Application_into_Further_and_Higher_Education (дата обращения: 20.01.2016).

Morin C. Neuromarketing: The New Science of Consumer Behavior. Consumer Culture in Global Perspective // Journal of Consumer Psychology. 2011. No 48 (4). P. 131–135.

Murphy E. R., Illes J., Reiner P. B. Neuroethics of Neuromarketing Journal of Consumer Behaviour Special Issue: Neuromarketing Vol. 7. Issue 4–5, July–October 2008. P. 293–302.

Neuroscience and education: Issues and opportunities // Teaching and learning research program. — URL:http://www.tlrp.org/pub/documents/Neuroscience%20Commentary%20FINAL.pdf (дата обращения: 20.01.2016).

Neyromarketing_eto // Лаборатория мозга. — URL: http://www.neiromarketing.ru/articles/neiromarketing/neyromarketing_eto/index.htm (дата обращения: 20.01.2016).

Ritson M. Before falling over backwards to use virtual reality, get the basic tenets of marketing right // Marketing week. — URL: http://www.marketingweek.com/2015/03/05/before-falling-over-backwards-to-use-virtual-reality-get-the-basic-tenets-of-marketing-right/?nocache=true&adfesuccess=1 (дата обращения: 20.01.2016).

Song H., Schwarz N. If It’s Difficult to Pronounce, It Must Be Risky Fluency, Familiarity, and Risk Perception // University of Washington. — URL: http://courses.washington.edu/pbafhall/514/514%20Readings/songandschwarzrisk.pdf/ (дата обращения: 20.01.2016).

Strauss V. $1.1 million-plus Gates grants: «Galvanic» bracelets that measure student engagement // The Washington Post. — URL: http://www.washingtonpost.com/blogs/answer-sheet/post/11-million-plus-gates-grants-galvanic-bracelets-that-measure-student-engagement/2012/06/10/gJQAgAUbTV_blog.html (дата обращения: 20.01.2016).

Wilson R. M., Gaines J., Hill R. P. Neuromarketing and Consumer Free Will // The Journal of Consumer Affairs. 42:3. (Fall 2008). P. 389–410.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.