Медиавойна как борьба за воображаемое

Г. Р. Хайдарова

Аннотация


В статье рассматривается новый тип медийных войн, основанный на борьбе за воображаемое. Наиболее удачным названием для этого типа войн представляется «имиджевые войны», с учетом концентрированного воздействия на визуальный коммуникативный слой. Если медиавойна включает в себя все способы борьбы за воображаемое: визуальные образы, пропагандистское и агитационное искусство владения словом и манипуляцию концептами, то «имиджевая война» как ее наиболее действенная часть берет в расчет по преимуществу иконическую составляющую. Воображаемое, играющее роль объекта манипуляции, оказывается в первую очередь втянуто в этот тип войны, поскольку оно непосредственно открыто воздействию быстро схватываемых и конципируемых образов. Кроме того, новое значение в случае активного медиавоздействия приобретает соотнесенность опыта тела и воображаемого. Оставленное без поддержки тактильной способности, воображаемое создает монстров и гибридов. Как следствие создается технико-технологический ряд, но антропологически не производится Другой; катастрофически стремительно создаются новые медиатехнологии, но не конструируется в той же мере «человекоразмерный» Друг или Враг. В самом чисто техническом подходе к процессу противоборства, в калькулирующем стиле мышления заложена эскалация. При этом насилие образа в медиавойне — это не крайнее средство в деле завоевания символической власти, а обыденность; не средство для подчинения чужой воли, а самоцель, обеспеченная и гарантированная самой покоряющей природой образа. Медиаобраз по самой своей природе сразу несет в себе в качестве послания войну образов. Возникающий новый тип медиарациональности, включающий логику функционирования и воздействия визуального образа, требует дальнейшего подробного исследования.

Ключевые слова


медиавойна; образ; воображаемое; медиатехнологии; медиааналитика; мимезис; насилие образа; инсценирование образа; визуальная безопасность; иконоклазм; свобода воображения; феномен боли; медиарациональность

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.