ОБУЧЕНИЕ МЕДИАЦИИ КАК ПРОБЛЕМА

Е. Н. Иванова, Н. В. Петрова

Аннотация


В статье рассматривается проблема обучения медиации в широком смысле. Ана-лизируются разные форматы передачи знаний о медиации, необходимые для ее развития и завоевания медиацией авторитета в качестве эффективного метода разрешения конфликтов. Это делает задачу преподавания медиации многоаспектной, на-чиная с эффективной просветительской деятельности, минимальной подготовки потенциальных пользователей медиационных услуг, специализированного обучения организаторов благоприятной для медиации почвы в разных сферах и заканчивая обеспечением высокого качества подготовки медиаторов. Актуальность такого рассмотрения темы состоит в том, что в связи с очевидной важностью и особой ответственностью последнего аспекта — подготовки медиаторов-практиков — осталь¬ным направлениям обучения медиации обычно уделяется меньше внимания в плане освещения в литературе и методических материалах. Показана связь общих закономерностей обучения, особенностей процесса преподавания и усвоения новых знаний, с особенностями самой медиации как предмета обучения и их проявлением в кулыуральном и социальном контексте, в определенных обстоятельствах, в каждой конкретной ситуации в зависимости от цели и требуемого результата обучения. В статье раскрываются вопросы, касающиеся проблем приспособления к особенностям обучающихся медиации, а именно, различных возрастов, статусов, профессиональной принадлежности, индивидуальной системы ценностей и других. Отдельное внимание уделяется сложности трансформации установок и важности формирования направленности на смену директивного подхода к управления конфликтами на недирективный. В статье также рассматриваются проблемы, связанные с самими преподавателями и форматом обучения. Среди них сложности, связанные с требованиями к личности и реализацией функции тренера, формами обучения медиации, техническими средствами, используемым в процессе освоения медиативных технологий, особенностями программ обучения. В статье подчеркивается, что содержание, длительность и методы обучения должны обеспечивать формирование запланированного уровня и направленности квалификации слушателей для выполнения ими поставленных задач в области развития спо-собности общества конструктивно справляться с конфликтами с помощью медиации.

Ключевые слова


медиация; обучение медиации; разрешение конфликтов; закономерности; предмет; слушатели; преподаватели; проблемные аспекты

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.