МЕТОДОЛОГИЯ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ И ГЕРМЕНЕВТИКА ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО КОНФЛИКТА

В. М. Камнев, К. В. Крюкова

Аннотация


Специфика методологии гуманитарного знания считается одной из важнейших в современной философии науки. Приоритет аксиологической мотивации этого знания, как правило, создает непреодолимые препятствия для выработки целостного и универсального представления о том или ином предмете исследования. Авторы статьи пытаются определить истоки данного методологического затруднения и его последствия в процессе формирования мировоззренческих систем и их актуализации в цивилизационном пространстве современного мира. Авторы исходят из того, что общая исследовательская тенденция регулируется ценностным нарративом западноевропейского Просвещения. Принципиальное же несовпадение ценностных горизонтов европейской буржуазной культуры и ее стремление к цивилиза-ционному доминированию существенно ограничивают эвристический потенциал гуманитарного знания, так как искусственная редукция самобытных смысловых императивов любой из культур к идеалам стилизованного просвещения чревата цивилизационным конфликтом. Следовательно, продуктивное разрешение такого рода противоречий предполагает реформирование методологических принципов гуманитарного знания на основании признания ценностного паритета самобытных социокультурных систем.

Ключевые слова


гуманитарное знание; методология познания; буржуазная цивилизация; цивилизационное доминирование; цивилизационный конфликт; Просвещение; современность; самобытность культуры

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.