КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ТЕОРИИ ЭТНОРЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЛИКТОВ

А. А. Ливеровский

Аннотация


В работе обсуждаются вопросы совместимости правовых режимов этнорелигиозных сообществ, проживающих на территории государства, с установлениями конституции. Вводимое понятие этнорелигиозного режима базируется на научных разработках Г. Г. Арутюняна о конституционной культуре как развивающейся осно-ве национальной государственности. На территориях европейских государств можно диагностировать исторически обоснованное существование моноэтнических сообществ с этнорелигиозными режимами, разного уровня конституционной культуры, автономными по отношению к законодательному режиму этих государств. Для Российской Федерации — это коренные малочисленные народы, этнические сообщества Северного Кавказа. Государственное преобладание титульной конституционной культуры, свойственное национальным или религиозным государствам, не должно исключать существование и развитие на его территории конституционных культур, имеющих иную этнорелигиозную основу. В противном случае в государстве возникает трудно преодолимая и конфликтогенная социальная напряженность, а в случае слабости государственной власти, приводящая к трагическим катаклизмам. Одним из наиболее разительных примеров такого рода событий является геноцид армянского сообщества, проживающего на территории Османской Империи, в начале XX века. Для решения проблемы совместного бесконфликтного проживания этнорелигиозных сообществ на территории уже состоявшегося государства необходимо создавать правовые условия сохранения конституционных культур, не совпадающих с титульной. И если этнорелигиозные основы «малых» конституционных культур индуцируют особенные правовые режимы, то для гармоничного сосуществования правовых систем требуется конституционное регулирование федеративных отношений, исходя, в данном случае, из специального понимания принципа федерализма. Предлагаемое понятие экстерриториального федерализма, разработанное на основе «претворения» традиционного права этнорелигиозных сообществ в конституцию государства, позволяет создать теоретическую конструкцию и указать на возможность её практической реализации, нацеленную на предотвращение межнациональных и межконфессиональных конфликтов.

Ключевые слова


этнорелигиозные сообщества; конституционная культура; экстерриториальный федерализм; конституционализм

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.