ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ СЕГОДНЯ. ТЕМПОРАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МИМЕТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА
Аннотация
В данной статье проводится анализ миметического конфликта, концепта, предложенного Рене Жираром, с точки зрения философской хронологии. По Жирару, всякий конфликт по природе своей миметичен — субъекты изначально ориентированы не на собственные желания, а на желания другого, вследствие чего происходят всевозможные столкновения за право обладать объектом желания. С тем, чтобы свести разрушительный потенциал миметического желания к минимуму, социум использует фигуру жертвы отпущения, заклание которой на время умиротворяет толпу. В качестве жертвы избираются фигуры одновременно и принадлежащие со-циуму и отличающиеся от большинства — перверты, инвалиды, нищие и так далее. Хронологический анализ показывает, что несмотря на признание в культуре после-довательной модели времени, в которой одно «теперь» в бесконечности сменяется другим, социум, фундированный механизмом жертвоприношения, имплицитно навязывает индивидам иную, архаическую форму времени. Конфликт двух темпоральных форм, прямой и круга, для такого социума не существует, различие профанной и сакральной темпоральности в нем снимается, а событие жертвоприношения из космогенического акта становится принципом обыденности и повседневных практик. Реальное жертвенное насилие, утрачивая священный смысл, растворяется, а вместе с ним утрачивается и определенность границ жертвы и гонителя, а настоящее насилие переходит в модус осведомленности о насилии. Таким образом, принимая концепт миметического конфликта, обнаруживается, что ускорение социального времени, быть может, не более чем увеличение интенсивности жертвоприношения, осуществляемого не столько реально, сколько виртуально — в пространстве медиа: в новостных лентах, сериалах, токшоу и т.п. — как перманентная осведомленность о жертве.
Ключевые слова
Рене Жирар; жертва; насилие; время; жертвоприношение; гонитель; миметизм; миметический конфликт; сакральное; профанное; медиа
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.