Аннотация
Резюме: статья раскрывает проблему противостояния таких феноменов как фашистская мораль и способность мышления. Фашистская мораль в основе своей содержит капиталистическую рациональность и является отличительной чертой тоталитарных режимов. Истоки капиталистической рациональности связаны с двумя процессами: исчезновение античного разделения на публичную и приватную сферы и экспроприация собственности. В Античности собственность была местом рождения и смерти человека, его приватным пространством. С приходом Реформации произошла экспроприация собственности, что, во-первых, разрушило дихотомию приватное/публичное, и во-вторых, положило начало капитализму. На место публичной/приватной сферы заступает социальное пространство, а вместо приватной собственности появляется социальное владение вещами. Человек отчуждается от мира и земли, в результате чего происходит переход от модуса «заботы о мире» в режим производительности труда. В Новое Время появляется «массовый» человек, атомизированный и одинокий, а с ним бессклассовое общество, империалистические тенденции и тоталитарные движения. Империализм — это проявление общемировой тенденции экспансии капитала, которая осуществляется за счет развития тоталитарных движений. Установление тоталитаризма и его интеллектуальные последствия находят описание в частном случае Эйхмана, который демонстрирует, что человек в условиях тоталитарной системы лишается главного — способности мышления. Познание с его прагматическим аспектом в противовес мышлению становится основой новоевропейской/капиталистической рациональности. Капиталистическая рациональность — это «мышление» по правилам. Через этот феномен раскрывается концепция банальности зла: люди поддерживают преступный режим потому что они привыкли жить по правилам. Если правила меняются, то человек по инерции подчиняется этим правилам. Тоталитарная система отучает человека жить своим умом, а именно, выносить собственное суждение о мире. Основа фашисткой морали состоит в том, что человек готов отнять жизнь другого, исполняя преступный приказ, и при этом отказывается нести личную ответственность за свои действия. Максима фашисткой морали такова: из двух зол выбрать наименьшее.
Ключевые слова
банальность зла; фашизм; мораль; мышление; капитализм; собственность; империализм; тоталитаризм; Х. Арендт
Литература
Arendt H. Vita Activa, ili o deyatel'noj zhizni. SPb.: Aletejya, 2000. [Arendt H. The Vita Activa: Labor, Work and action. St. Petersburg: Aletheia, 2000]. (In Russ.)
Prudon P. Zh. Chto takoe sobstvennost'? M.: Respublika, 1998. [Proudhon P.-J. What is property? Moscow: Republic, 1998]. (In Russ.)
Bibihin V. V. Sobstvennost'. SPb.: Nauka, 2012. [Bibihin V. V. Property. St. Petersburg: Nauka, 2012]. (In Russ.)
Marks K. Debaty shestogo rejnskogo landtaga. Debaty po povodu zakona o krazhe lesa. T. 1. M.: Izd-vo polit. lit., 1955. [Marx K. Debates on Law on Thefts of Wood. Vol. 1. Moscow: Political literature, 1955]. (In Russ.)
Arendt H. Istoki totalitarizma. M.: CentrKom, 1996. [Arendt H. The origins of totalitarianism. Moscow: CentrCom, 1996]. (In Russ.)
Arendt H. Banal'nost' zla. Ehjhman v Ierusalime. M.: Evropa, 2008. [Arendt H. Eichmann in Jerusalem: a Report on the Banality of Evil. Moscow: Europe, 2008]. (In Russ.)
Arendt H. Otvetstvennost' i suzhdenie. M.: Izd. In-ta Gajdara, 2013. [Arendt H. Responsibility and Judgment. Moscow: Gaidar Institute, 2013]. (In Russ.)