Эволюционная, социальная и психологическая природа конфликта: Л. Гумплович и К. Лоренц

E. S. Cherepanova

Аннотация


В статье рассматриваются теоретические подходы к анализу социального конфликта Л. Гумпловича и К. Лоренца. Особенностью австрийской социально-гуманитарной мысли является критическое отношение к немецкой классической метафизике, что приводит к принципиальному отказу от историцизма в определении подхода к объяснению природы социального конфликта. Представленный анализ, позволяет увидеть концептуальную близость Л. Гумпловича и К. Лоренца в толковании причины войны и возможности мира. Для Л. Гумпловича важно доказать, что возникновение человечества надо объяснять в связи с современными открытиями в области биологии, этнологии и социологии. Такой отказ от метафизических толкований позволит увидеть подлинные истоки современных конфликтов и групповых, и государственных. К. Лоренц полагает, что агрессия, как базовый инстинкт, позволяет объяснить, как возникают ритуализированные формы поведения у животных и человека. Чтобы избежать последствий внутривидовой агрессии ― «убийства собрата по виду» ― в ходе эволюции сложились механизмы торможения агрессии. В культуре разных народов также есть ритуалы, позволяющие как тормозить агрессию, так и канализировать ее. И поэтому мир человеческой культуры в своих корнях восходит также к эволюционным формам ритуализированного поведения. Помимо этого, К. Лоренц полагает, что агрессия должна приниматься во внимание, когда конфликт анализируют с психологической точки зрения. Накопленная агрессия, которая в условиях мегаполиса не находит выхода, может быть причиной межличностных конфликтов. Установка на естественнонаучное понимание природы человека, убеждение во врожденной воинственности, агрессивности человека фундирует Л. Гумпловича и К. Лоренца объяснение происхождения социальных институтов ― морали, права, государства и многообразие культурно-исторического ландшафта

Ключевые слова


социальный конфликт; понимание причины войны у Л. Гумпловича; агрессия и война у К. Лоренца; воинственность и агрессивность; антиметафизическая установка для объяснения конфликта; критика идеологии

Полный текст:

PDF

Литература


Simmel, G. Vom Wesen der Moderne: Essays zur Philosophie und Ästhetik, Junius-Verl., Hamburg, 1990. (In Germ.)

Popper, K.R., Lorenz, K. Die Zukunft ist offen, München, 1985.

Поппер К. Нищета историцизма // Вопросы философии. 1992. № 8. C. 29–58.

Popper, K. The Poverty of Historicism, in Voprosy filosofii, 1992, No 8: 29–58. (In Russ.)

Куббеду Р. Политическая философия австрийской школы: К. Менгер, А. Л. Мизес, Ф. Хайек. М., Челябинск: ИРИСЭН; Мысль; Социум, 2008.

Kubbedu, R. Political philosophy of the Austrian school: K. Menger, A. L. Mizes, F. Hajek, IRISJeN, Mysl, Socium, Moscow, Chelyabinsk, 2008. (In Russ.)

Gumplowicz, L. Der Rassenkampf. Soziologische Untersuchungen. Innsbruck, Verlag der Wagnerischen Univ., Buchhandlung, 1883. (In Germ.)

Гумплович Л. Основы социологии. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010.

Gumplowicz, L. The Outlines of Sociology, LIBROKOM, Moscow, 2010. (In Russ.)

Acham, K. Ludwig Gumplowicz und der Beginn der soziologischen Konflikttheorie im Österreich der Jahrhundertwende, in Rupp-Eisenreich, B., Stagl, J. (Hg.), Kulturwissenschaft im Vielvölkerstaat. Zur Geschichte der Ethnologie und verwandter Gebiete in Österreich, ca. 1780–1918, Wien, Köln, Weimar, 1995 (Ethnologica Austriaca 1): 170–207. (In Germ.)

Джонстон У.М. Австрийский Ренессанс. М.: Московская школа политических исследований, 2004.

Johnston, U.M. Austrian Renaissance, Moscow, 2004. (In Russ.)]

Гумплович Л. Общее учение о государстве. СПб., 1910.

Gumplowicz, L. History of Theories of the State, St. Petersburg, 1910. (In Russ.)]

Гумплович Л. Социология и политика. М.: Типо-лит. А. Бонч-Бруевича, 1895.

Gumplowicz, L. Sociology and politics. Moscow, 1895. (In Russ.)

Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М.: Соцэкгиз, 1936.

Hobbes, T. Leviathan, or the Matter, Forme, and Power of a Commonwealth, Ecclesiasticall and Civil, Sotsekgiz, Moscow, 1936. (In Russ.)

Гоббс Т. Философские основания учения о гражданине. Минск; М.: Харвест; АСТ, 2001.

Hobbes, T. Philosophical Rudiments concerning Government and Society, Harvest, AST, Minsk, Moscow, 2001. (In Russ.)

Mauthner, F. Logokratie, in Wörterbuch der Philosophie. Zweiter Band. Kategorisch-Zweck, Diogenes Verlag, Zürich, 1980. (In Germ.)

Gütermann, Ch. Die Geschichte der österreichischen Friedensbewegung 1891–1985, in Rauchensteiner, M. (Hrsg.), Überlegungen zum Frieden, Wien, 1987: 13–132. (In Germ.)

Suttner, B. von, Rüstung und Überrüstung, Hescherus-Verl., Berlin, 1909. (In Germ.)

Lorenz, K. Der Abbau des Menschlichen, R. Piper & Co. Verlag, München, Zürich, 1983. (In Germ.)

Лоренц К. Агрессия (так называемое зло). М.: Прогресс, 1994.

Lorenz, K. Aggression (so-called evil), Progress, Moscow, 1994. (In Russ.)

Фромм Э. Иметь или быть? Ради любви к жизни. М.: Айрис-пресс, 2004.

Fromm, E. To Have or to Be? For the Love of Life, Airis-press, Moscow, 2004. (In Russ.)

Schwarz, W. Die Galionsfigur, in Profil, 1984, No 21. (In Germ.)

Lorenz, K. Kants Lehre vom Apriorischen im Lichte gegenwärtiger Biologie, in Das Wirkungsgefüge der Natur und das Schicksal des Menschen, Piper, München, Zürich, 1983: 82–109. (In Germ.)




DOI: https://doi.org/10.31312/2310-6085-2018-13-3-85-95

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.