ВЗАИМОСВЯЗЬ МОРАЛЬНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ ЦЕННОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ

G. P. Artyomov

Аннотация


Статья посвящена исследованию влияния моральных установок и социальной принадлежности людей на ценностные конфликты. Анализ эмпирических данных позволяет сделать вывод о том, что приверженность людей противоположным жизненным целям связана с их предрасположенностью к противоположным типам отношения к окружающим. Основой ценностных конфликтов служат не просто «противоположные» по смыслу жизненные цели, а жизненные цели, противопоставляемые друг другу представителями разнородных социальных сообществ. Приверженность человека одним ценностям и неприятие им других ценностей сопровождается позитивным и негативным его отношением к носителям этих ценностей. Ценностный конфликт связан с социальным конфликтом — столкновением групп людей с противоположными интересами. Согласно теории социальных расколов (социальной поляризации) С. Роккана и С. Липсета, возникающие в результате трансформации общества базовые конфликты, обусловливают разделение населения на слои с противоположными интересами и формирование у этих слоев противоположных ценностных ориентаций. Расколы сначала порождают социальную напряженность в отношениях между социальными слоями, а затем приводят к открытым столкновениям представителей этих слоев, к социальным конфликтам, которые неразрывно связаны с ценностными конфликтами — столкновением убеждений в приоритетности, исключающих друг друга (в конкретном культурно-историческом контексте) жизненных целей. В качестве источника эмпирических данных в докладе используется интегрированная база (1981–2014 гг.) Всемирного исследования ценностей (World Values Survey — WVS), включающая данные шести волн опросов населения большинства стран мира. В этой базе имеются переменные, характеризующие моральные установки (уверенность в честности или своекорыстии большинства людей), объективный и субъективный социальный статус (принадлежность к различным слоям населения и самоидентификация с этими слоями) и ценностные приоритеты (выбор в пользу одной из противоположных жизненных целей). Анализ взаимосвязи этих переменных позволяет утверждать, что люди, придерживающиеся промежуточных оценок характера своих отношений с окружающими и занимающие средние позиции в социальной структуре, склонны ориентироваться на сочетание противоположных жизненных целей. Эти люди в большей степени, чем те, кто занимает крайние позиции в оценке ожидаемого поведения окружающих и в системе социальных статусов, склонны доверять окружающим и уважать их право на самостоятельный выбор жизненных целей. Увеличение удельного веса этих людей в составе населения создает благоприятные условия для разрешения ценностных конфликтов

Ключевые слова


моральные установки; социальный статус; ценностный конфликт

Полный текст:

PDF

Литература


Артёмов Г.П. Моральные факторы ценностных конфликтов: Методология и методы исследования // Конфликтология. 2016. № 4.

Artyomov, G.P. Moral factors of value conflicts: Methodology and research methods, in Konfliktologia, 2016, No. 4. (In Russ.)

Артёмов Г.П. Специфика влияния моральных факторов на конфликт ценностей в модернизированных и модернизирующихся обществах: сравнительный межстрановый анализ // Конфликтология. 2017. № 2.

Artyomov, G.P. Specificity of the influence of moral factors on the conflict of values in modernized and modernizing societies: a comparative cross-country analysis, in Konfliktologia, 2017, No. 2. (In Russ.)

Липсет С., Роккан С. Структуры размежеваний, партийные системы и предпочтения избирателей. Предварительные замечания // Политическая наука. 2004. № 4: 204–234.

Lipset, S., Rokkan, S. Separation structures, party systems and voter preferences. Preliminary observation, in Political science. 2004. No. 4: 204–234. (In Russ.)

Веселов Ю.В. Социологическая теория доверия // Экономика и социология доверия / под ред. Ю.В. Веселова. СПб.: Социол. об-во им М.М. Ковалевского, 2004: 16–32.

Veselov, Yu.V. A Sociological theory of trust, in Veselov, Yu.V. (ed.) Economics and sociology of trust, St. Petersburg, 2004: 16–32. (In Russ.)

Купрейченко А.Б. Психология доверия и недоверия. М.: Ин-т психологии РАН, 2008.

Kupreychenko, A. B. Psychology of trust and mistrust, Moscow, 2008. (In Russ.)

Перов В.Ю. Проблемы моральной легитимации в современной этике // Дискурсы этики. Альманах. 2013. Вып. 4(5): 90–103.

Perov, V.Yu. The problem of moral legitimation in contemporary ethics, in Discourses of ethics. Almanac: 2013. Issue 4(5): 90–103. (In Russ.)

Лаптенок А.С. Мораль в информационном обществе: верность традиции или новые парадигмы? // Дискурсы этики. Альманах. 2013. Вып. 4(5): 82–89.

Laptenok, A.S. Morality in the information society: loyalty to tradition or new paradigms?, in Discourses of ethics. Almanac: 2013, Issue 4(5): 82–89. (In Russ.)

Средний класс России. 10 лет спустя. Аналитический доклад / под ред. М.К. Горшкова, Н.Е. Тихоновой. М.: Институт социологии РАН, 2014.

Gorshkov, M.K., Tikhonova, N.E. (ed.) Russia's middle class. 10 years later. Analytical report, Institute of sociology RAS, Moscow, 2014. (In Russ.)

Лапин Н.И. Сверяем человеческие измерения модернизации (по результатам третьей волны Европейского социального исследования, 2006) // Мир России. 2011. № 2: 33–73.

Lapin, N.I. We verify the human dimensions of modernization (according to the results of the third wave of the European Social Research, 2006), in The World of Russia. 2011. No 2: 33–73. (In Russ.)

Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае (2001–2010). М.: Весь Мир, 2011.

Overview report on modernization in the world and China (2001–2010), Moscow, 2011. (In Russ.)

Петухов В.В. Ценностная палитра современного российского общества: «идеологическая каша» или поиск новых смыслов? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2011. № 1(101): 6–23.

Petukhov, V.V. The Value palette of modern Russian society: “ideological porridge” or the search for new meanings? in Public opinion monitoring: economic and social changes, 2011, No. 1 (101): 6–23. (In Russ.)

Лапин Н.И. Ценности экономических макрорегионов России по оси «Открытость изменениям — сохранение» // Россия в Европе: по материалам международного социологического проекта «Европейское социальное исследование» / под ред. А.В. Андреенковой, Л.А. Беляевой. М.: Academia, 2009: 271–284.

Lapin, N.I. Values of economic macro-regions of Russia on the axis of “Openness to change-conservation”, in Andreenkova, A.V., Belyaeva, L.A. (еd.) Russia in Europe: based on the international sociological project “European social survey”, Academia, Moscow, 2009: 271–284. (In Russ.)

Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Этос среднего класса: Нормативная модель и отечественные реалии. Научно-публицистическая монография. Тюмень: Центр прикладной этики НИИ прикладной этики ТюмГНГУ, 2000.

Bakstanovskiy, V.I., Sogomonov, Yu.V. Ethos of the middle class: the normative model and reality. Scientific and journalistic monograph, Tumen, 2000. (In Russ.)




DOI: https://doi.org/10.31312/2310-6085-2019-14-1-35-49

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.