СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

V. G. Bondarev, N. I. Bashmakova

Аннотация


Статья посвящена проблеме конфликтности в поликультурной социально-образовательной среде вуза РФ. Основываясь на существующих зарубежных и отечественных концепциях, исследующих социальный конфликт как понятие и результатах многочисленных трудов, авторами предложено определение понятия «социальный конфликт в поликультурной социально-образовательной среде вуза», исходя из его генезиса. Исследование позволило взглянуть на социальный конфликт как на явление, нарушающее социальное равновесие в вузе, и трактовать его как разновидность социального взаимодействия, выступающего как ценностно-ориентированное противоречие между субъектами образовательного процесса, где поликультурная социально-образовательная среда служит «тканью», сотканной из бесчисленных взаимодействий субъектов. Опираясь на положения теории Г. Зиммеля, позволяющей анализировать изучаемое понятие с точки зрения социального взаимодействия субъектов, в статье по субъектному признаку выделены диадические отношения в плоскости: «ректорат — вузовский коллектив», «преподаватель — студент», «преподаватель — преподаватель», «студент — студент», «студент — учебно-вспомогательный персонал». Выявлены сущность, признаки и структура социальных конфликтов, присущих вузам. Обозначены причины возникновения, типы и стратегии поведения в конфликтных субъект-субъектных отношениях. Предложены механизмы регуляции социальных конфликтов в высшем учебном заведении, подразумевающие эмпатию, идентификацию, рефлексию, медиацию. Опираясь на имеющиеся научно-методические исследования в области поликультурности авторами уточнено определение «поликультурная социально-образовательная среда вуза» применительно к заявленной в статье теме и обозначены организационно-педагогические условия для осуществления эффективной профилактики конфликтов в вузе.

Ключевые слова


генезис понятия; социальный конфликт; вуз; конфликтное взаимодействие; причины возникновения социальных конфликтов в вузе; поликультурная социально-образовательная среда вуза; механизм регуляции социальных конфликтов; высшее профессиональное образование

Полный текст:

PDF

Литература


Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище. Основные положения Доклада Международной комиссии по образованию для XXI века. М: Юнеско, 1996.

Delor, Zh. Education: the hidden treasure. Basic provisions of the Report of the International Commission on Education for the 21st century. Moscow: UNESCO, 1996. (In Russ.)

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Federal law of December 29, 2012 No. 273-F3 “About education in the Russian Federation”] // СПС КонсультантПлюс [ConsultantPlus]. URL: http://www.consultant.ru (In Russ.)

Башмакова Н.И., Королева Н.Ю., Рыжова Н.И. Направления развития профессиональной подготовки в гуманитарном вузе в условиях поликультурной социально-образовательной среды // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://www. science-education.ru/117-13459 (дата обращения: 07.02.2019).

Bashmakova, N.I., Koroleva, N.Yu., Ryzhova, N.I. The directions of development of vocational training in liberal arts college in the conditions of the polycultural social and educational environment, in Modern problems of science and education, 2014, No. 3. URL: http://www. science-education. ru/117-13459 (07.02.2019) (In Russ.)].

Башмакова Н.И., Рыжова Н.И., Ускова С.А. Социальная коммуникация и медиационная деятельность как актуальные составляющие профессиональной подготовки современного специалиста гуманитарного профиля // Народное образование. 2015. № 2: 154–165.

Bashmakova, N.I., Ryzhova, N.I., Uskova, S.A. Social communication and mediatsionny activity as relevant components of vocational training of the modern expert of a humanitarian profile, in National education, 2015, No. 2: 154–165. (In Russ.)

Козер Л. Функции социального конфликта. М.: Идея-пресс, 2000.

Coser, L. Functions of Social Conflict, Idea press, Moscow, 2000. (In Russ.)

Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. 1994. № 5: 142–147.

Darendorf, R. Elements of the theory of social conflict, in Sociological researches, 1994, No. 5: 142–147. (In Russ.)].

Кузьмина Т.В. Конфликтология: учебное пособие. Саратов: АйПиЭр Медиа, 2019.

Kuzmina, T.V. Conflictology: manual, IPR Media, Saratov, 2019. (In Russ.)

Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. М: Владос, 1999.

Kozyrev, G.I. Introduction to conflictology, Vlados, Мoscow, 1999. (In Russ.)

Уткин Э.А. Конфликтология. М: Экмос, 1998.

Utkin, E.A. Conflictology, Ekmos, Мoscow, 1998. (In Russ.)

Бабосов Е.М. Основы конфликтологии. Минск: ТетраСистемс, 1997.

Babosov, E.M. Fundamentals of conflictology, TetraSistems, Minsk, 1997. (In Russ.)

Михайлова Г.В. Подготовка студентов к разрешению конфликтов в учебных группах (на примере технического университета): дисс. канд. педагог. наук. Архангельск, 2004.

Mikhaylova, G.V. Training of students for resolution of conflicts in educational groups (on the example of the technical university): PhD theses, Arkhangelsk, 2004. (In Russ.)

Рыблова А.Н., Фокеева Ю.А. Региональная поликультурная образовательная среда формирования культуры профессионального общения будущего переводчика: проблемы, перспективы, опыт // Высшее образование сегодня. 2009. № 10: 37–40.

Ryblova, A.N., Fokeeva, Yu.A. Regional polycultural educational environment of formation of culture of professional communication of future translator: problems, prospects, experience, in Higher education today, 2009, No. 10: 37–40. (In Russ.)

Башмакова Н.И., Бондарев В.Г. Феномен медиации через призму ценностного подхода // Высшее образование сегодня. 2018. № 10: 43–45.

Bashmakova, N.I., Bondarev, V.G. A mediation phenomenon through a prism of valuable approach, in Higher education today, 2018, No. 10: 43–45. (In Russ.)




DOI: https://doi.org/10.31312/2310-6085-2019-14-1-78-89

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.