ПОНЯТИЕ «ЭФФЕКТИВНОСТЬ» В УПРАВЛЕНИИ ПЕРЕГОВОРНЫМ ПРОЦЕССОМ

P. Y. Gurushkin, I. S. Lysenko

Аннотация


В системе социальных отношений конфликты являются важной детерминантой человеческой активности. В то же время, переговоры являются неотъемлемым ее атрибутом в процессе регулирования общественных противоречий. Вне зависимости от уровня переговоров, будь то торг на рынке за определенный товар или решение военно-стратегических международных задач — возникает вопрос об эффективности этого процесса. Сколько мы затратим, что в результате получим, как это оценить и сколько это займет времени — важнейшие вопросы, возникающие в попытке проанализировать результат любых переговоров. Современная экономическая и социально-политическая реальность диктует довольно жесткие условия защиты своих интересов, агенты конфликта, как правило, находятся в цейтноте, не расположены идти на уступки, и настроены крайне решительно относительно средств достижения необходимого результата. Однако эффективными эти действия, в большинстве случаев, назвать нельзя. При довольно серьезном внимании к конфликтологическим проблемам, на сегодняшний день, наука не предоставила универсальных и в достаточной мере валидных методов оценки эффективности переговорного процесса. Оценочные характеристики о высокой или низкой эффективности переговоров, в лучшем случае, основываются на качественных методах, в худшем — на описательной оценке результата, которая базируется на двух критериях: достижение соглашения между участниками и удовлетворенности процессом. Оба показателя действительно могут дать определенную информацию об изменении расстановки сил, достижении или не достижении поставленных целей и пр. Однако в данном случае не учитываются такие важные переменные как время, материальные затраты и репутация. Можно ли считать удовлетворенность результатом (пусть даже всех агентов конфликта) основным критерием эффективности переговорного процесса? Статья посвящена аналитике современных подходов к понятиям «эффективность» и «результативность», а также исследованию вопроса применимости данных феноменов в контексте оценки переговорного процесса.

Ключевые слова


переговоры; переговорный процесс; эффективность переговоров; управление конфликтом

Литература


Хейне П., Боуттке П.Д., Причитко Д.Л. Экономический образ мышления. Новости, 1991.

Heine, P., Bouttke, P., Prichitko, D. The economic way of thinking, Novosti, 1991. (In Russ.)

Евдокимова Т.В. Анализ генезиса теоретических подходов к понятию и оценке эффективности // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2013. № 3 (23).

Evdokimova, T.V. Analysis of the Genesis of theoretical approaches to the concept and evaluation of efficiency, in Vestnik of Tomskiy university, Economic, 2013, No. 3 (23). (In Russ.)

Тикин В.С. Эффективность-не коэффициент // Экономические науки. 2009. № 7.

Tikin, V.S. Efficiency is not a factor, in Economic sciences, 2009, No. 7. (In Russ.)

Горчакова Е.Н., Поклонский Ф.Е. Качество, результативность, эффективность, квалитативность: терминологические аспекты // Экономика промышленности. 2009. № 1 (44).

Gorchakova, E.N., Poklonskiy, F.E. Quality, efficiency, effectiveness, quality: terminological aspects, in Economica promishlennosty, 2009, No. 1 (44). (In Russ.)

Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов: подходы, решения, технологии. Аспект Пресс, 1997.

Lebedeva, M.M. Political conflict resolution: approaches, solutions, technologies, Aspect Press, 1997. (In Russ.)

Даймонд С. Переговоры, которые работают. 12 стратегий, которые помогут вам получить больше в любой ситуации. Манн, Иванов и Фербер, 2011.

Diamond, S. Negotiations that work. 12 strategies to help you get more in any situation, Mann, Ivanov, Ferber, 2011. (In Russ.)

Brett J.F., Pinkley R.L., Jackofsky E.F. Alternatives to having a BATNA in dyadic negotiation: The influence of goals, self-efficacy, and alternatives on negotiated outcomes, in International Journal of Conflict Management, 1996, Т. 7, No. 2.

Зинчук Е.В., Сущева М.М. Использование наилучшей альтернативы обсуждаемому соглашению (наос) в переговорах // Евразийский союз ученых. 2014. № 8–2.

Zinchuk, E.V., Sushcheva, M.M. Use of the best alternative to the negotiated agreement (BATNA) in negotiations, in Eurasian Union Scientists, 2014, No. 8–2. (In Russ.)

Raiffa, H. Post-settlement settlements, in Negotiation Journal, 1985, Vol. 1, No. 1.

Кэмп Д. Сначала скажите «нет». Секреты профессиональных переговорщиков. Litres, 2017.

Camp, D. Say no first. Secrets of professional negotiators, Litres, 2017. (In Russ.)

Герасина Д.А. Методы оценки деловой репутации // Евразийское научное объединение. 2015. Т. 2. № 7.

Gerasina, D.A. Methods of business reputation assessment, in Eurasian Scientific Association, 2015, Vol. 2, No. 7. (In Russ.)

Dowling, G. Creating corporate reputations: Identity, image and performance: Identity, image and performance, OUP Oxford, 2000.




DOI: https://doi.org/10.31312/2310-6085-2019-14-3-19-32

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.