РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ПРЕОДОЛЕНИИ КРИЗИСА ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

O. D. Safonova

Аннотация


Признавая наличие кризиса гражданской идентичности, государство в документах стратегического значения провозглашает патриотические ценности неотъемлемой частью российской государственной политики. Необходимость воспитания гражданственности и патриотизма перестало быть только теоретической проблемой, и нашла своё воплощение в большом количестве федеральных и региональных программ. По сравнению с предыдущими десятилетиями в современной России роль и значение гражданской идентичности и гражданской компетентности приобретают уже гораздо большее значение. Гражданская компетенция школьника формируется воспитанием — педагогически организованным целенаправленным процессом развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм обществ. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации 2015 г. к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относит: приоритет духовного над материальным, защиту человеческой жизни, прав и свобод человека, семью, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины. Формирование гражданской идентичности личности молодого россиянина происходит, в том числе, при помощи Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, поэтому государственная политика в вопросе преодоления кризиса гражданской идентичности большое количество документов и программ посвящает сфере образования. В статье предпринимается попытка проследить, каким образом через нормативные и правовые акты государство последовательно пытается преодолеть кризис гражданской идентичности, выявленный научным и экспертным сообществом. Вслед за авторами государственных программ и экспертным сообществом, изучающим проблематику кризиса идентичности, отмечается, что формирование гражданской идентичности является одним из важнейших условий успешного развития страны.

Ключевые слова


гражданская идентичность; кризис; юридический аспект; роль государства; Россия

Литература


Емельянова М.В., Боровая М.А. Сущность и содержание гражданской компетентности старшеклассников // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, 2017. № 3(95): 18–187.

Emelyanova, M.V., Borovaya, M.A. “Essence and content of civic competence of high school students”, Vestnik Chuvashskogo pedagogicheskogo universiteta im. I.Ya. Yakovleva, 2017, No 3 (95): 18–187. (In Russ.)

Керимов А.А. Политическое образование как фактор формирования гражданской идентичности // Индустриальное развитие региона и мира: история и современность: сборник материалов Всероссийской научной конференции, 19–20 октября 2018 г., Екатеринбург, УрФУ. Екатеринбург: Изд-во: Учебно-методический центр УПИ, 2019: 64–70 [Kerimov, A.A. “Political education as a factor in the formation of civic identity”, Industrial development of the region and the world: history and modernity: collection of materials of the All-Russian Scientific Conference, October 19–20, 2018, Yekaterinburg, 2019: 64–70]. URL: http://hdl.handle.net/10995/72457 (01/09/2019).

Состояние и перспективы развития российской гражданской идентичности. Обзор научных исследований и публикаций 2010–2015 гг. Отчет по результатам научно-исследовательской работы. Исследовательская группа ЦИРКОН, M., 2015. 115 с. [The state and prospects of development of Russian civil identity. Review of research and publications 2010–2015. Report on the results of research work. Zircon Research Group, Moskva, 2015, 115 p.]. URL: file:///G:/грант/Civil_Identity.pdf (01/09/2019).

Соловьева Е.Е., Попова С.И. Проблема формирования гражданской идентичности школьников в современных исследованиях // Мир образования — образование в мире. 2018. № 3(71): 207–212.

Solovieva, E.E., Popova, S.I. “The problem of the formation of civic identity of schoolchildren in modern research”, Mir obrazovaniya — obrazovanie v mire, 2018, No. 3 (71): 207–212. (In Russ.)

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. / под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. 151 с.

A.G. Asmolova (ed.) How to design universal learning activities in elementary school. From action to thought: a manual for the teacher, Moscow, 2008. (In Russ.)

Информационно-аналитические материалы о деятельности общественных объединений по патриотическому воспитанию молодежи / сост. З.Н. Калинина, Е.В. Декина, С.В. Пазухина / под общ. ред. Н.А. Шайденко. М., 2010. 134 с.

N.A. Shaydenko (ed.) Information and analytical materials on the activities of public associations for patriotic education of youth, Moscow, 2010, 134 p. (In Russ.)

Вяземский Е.Е., Следзевский И.В. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях г. Москвы [Vyazemsky, E.E., Sledzevsky, I.V. The concept of civic education in general educational institutions of Moscow]. URL: http://www.kipk.ru/files/fck/20/file/Mosk_koncepc_GO.docx (01/09/2019).

Данилюк А.Я., Кондаков A.М., Тишков B.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. 24 с. [Danilyuk, A.Ya., Kondakov, A.M., Tishkov, V.A. The concept of spiritual and moral development and education of the personality of a citizen of Russia, Moscow, 2009].

Проектные методы в формировании гражданской идентичности у школьников. Методический кейс: методические указания / Под ред. д.пед.н. Тетерского С.В., к.пед.н. Болотиной Т.В., к.полит.н. Пастуховой Л.С., к.пед.н. Тетерской С.Г. Москва: Моковский Политех, 2017. 307 с.

Tetersky, S.V., Bolotina, T.V., Pastukhova, L.S., Tetersky, S.G. (eds.) Design methods in the formation of civic identity among students. Methodical case: guidelines, Moskovsky Polytechnic, Moscow, 2017. 307 p. (In Russ.)

Певцова Е.А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже XX–XXI веков / Российский фонд правовых реформ. М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2003.

Pevtsova, E.A. Legal culture and legal education in Russia at the turn of the XX –XXI centuries, Moscow, 2003. (In Russ.)

Леванова Е.А., Серякова С.Б., Пушкарева Т.В., Лисецкая Е.В. Основные направления деятельности государственных институтов по патриотическому воспитанию граждан: теория и практика. Методическое пособие. М., 2007.

Levanova, E.A., Seryakova, S.B., Pushkareva, T.V., Lisetskaya, E.V. The main areas of activity of state institutions in patriotic education of citizens: theory and practice. Toolkit, Moscow, 2007. (In Russ.)

Гражданско-патриотическое воспитание: учебное пособие. СКФУ, Ставрополь, 2017 [Civil-patriotic education: a training manual. NKFU, Stavropol, 2017]. URL: http://www.ncfu.ru/export/uploads/imported-from-dle/op/doclinks2017/Metod_GPV_280302_2017.pdf

Дереча И.И., Воронина Е.В. Патриотическое воспитание подростков во внеучебной деятельности. М: БИБЛИО-ГЛОБУС, 2017. 120 с.

Derecha, I.I., Voronina, E.V. Patriotic education of adolescents in extracurricular activities, BIBLIO-GLOBUS, Moscow, 2017. 120 p.

Новикова Е.А., Головид И.И. Воспитание гражданина: пособие по патриотическому воспитанию детей школьного возраста. Калуга, 2018.

Novikova, E.A., Golovid, I.I. Education of a citizen: a guide to the patriotic education of schoolchildren, Kaluga, 2018.




DOI: https://doi.org/10.31312/2310-6085-2019-14-4-9-27

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.