ДИАГНОСТИКА ТРУДОВЫХ КОНФЛИКТОВ ПЕДАГОГОВ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ ЦЕНТРОВ

М. С. Байнова, А. Г. Момот

Аннотация


В статье приводятся результаты анализа конфиктологических аспектов деятельности педагогов дополнительного образования. Авторы рассматривают особенности конфликтов, связанных с трудовыми отношениями, условиями труда. Организации дополнительного образования имеют особенности, которые отличают их от общеобразовательных учреждений. Детско-юношеские центры ориентированы на заказчиков, в большей степени учитывают предпочтения обучающихся. Поэтому для детского дополнительного образования актуальным является изучение именно трудовых конфликтов. Конфликты в сфере образования являются достаточно изученными с точки зрения отношений между педагогами и учащимися. Но трудовые отношения в сфере образования имеют особенности, связанные с планированием расписания, получением обратной связи, мотивацией и стимулированием. Опрос и тестирование на основе методик К. Томаса и Р. Килманна, и Ч. Спилбергера (Ю. Л. Ханина) и интервью с сотрудниками центра показали возможные источники конфликтов в процессе организации образования в детско-юношеском центре. Неудовлетворенность оплатой труда, недостаточная обратная связь и мероприятия вне рабочего графика создают внутреннюю напряженность у сотрудников. Персонал не проявляет открытое недовольство, чтобы не затягивать проблемную ситуацию или не по причине недостаточного диалога. Компромисс и приспособление — распространенные тактики сотрудников. При этом, часть сотрудников имеют высокие показатели тревожности. Таким образом, в коллективе складываются потенциальные конфликтные ситуации. Скрытые конфликты могут способствовать уменьшению лояльности педагогов по отношению к организации. На основе результатов исследования авторы предлагают некоторые рекомендации по диагностике и профилактике конфликтов в детских центрах дополнительного образования.

Ключевые слова


образование; конфликты в образовании; трудовые конфликты в образовании; трудовой конфликт; дополнительное образование; детско-юношеский центр

Литература


Гуров В.А. Развитие мотивации педагогической деятельности педагогов дополнительного образования детей / автореферат диссертации на соискание ученой степени к.п.н // Гуров В.А. Развитие мотивации педагогической деятельности педагогов дополнительного образования детей. Калининградский государственный университет. Калининград, 2005.

Gurov, V.A. Development of motivation of pedagogical activity of teachers of additional education of children, in Development of motivation of pedagogical activity of teachers of additional education of children / author's abstract of the thesis for a scientific degree of Candidate of Pedagogical Sciences, Kaliningrad State University, Kaliningrad, 2005. (In Russ.)

Борисенко О.Ф. Роль личности педагога в повышении качества дополнительных образовательных услуг // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. 2013. № 6.

Borisenko, O.F. “Teacher personality role in increasing of the additional educational services quality”, Nauka i praktika vospitaniya i dopolnitel'nogo obrazovaniya, 2013, No. 6. (In Russ.)

Момот А.Г. Внедрение CRM-систем в организациях дополнительного образования: конфликтологический аспект // Сборник статей Социологической конференции молодых ученых / Под ред. А.В. Петрова. СПб.: Центр научно-информационных технологий «Астерион», 2019.

Momot, A.G. “Introduction of the CRM-systems in the additional education organizations: the conflict aspect”, Petrov, A.V. (ed.), Articles of the Sociological conference of young scientists, Center of scientific-informational technologies “Asterion”, Saint Petersburg, 2019 (In Russ.)

Шаленко В.Н. Трудовые конфликты: методология, теория и управление // Шаленко В.Н. Трудовые конфликты: методология, теория и управление. Saarbrucken: Palma, 2014.

Shalenko, V.N. “Labor conflicts: methodology, theory and management”, Labor conflicts: methodology, theory and management, Palma, Saarbrucken, 2014. (In Russ.)

Захарчук Л.А. Регулирование социально-трудовых конфликтов в системе образования // Управление общественными и экономическими системами. 2006. № 2.

Zakharchuk, L.A. “Regulation of the social and labor conflicts in the education system”, Upravlenie obshchestvennymi i ekonomicheskimi sistemami. 2006. No. 2. (In Russ.)

Жаворонков Д.А. Социально-трудовые конфликты в сфере среднего образования // Профессиональная ориентация. 2018. № 1: 103–107.

Javoronkov, D.A. “Social and labor conflicts in the sphere of secondary education”, Professional'naya orientaciya, 2018, No. 1: 103–107.

Baynova M., Maslikov V., Polyakova S., Palekhova P.V., Sulyagina Ju. The Use of Art Therapy in Conflictology in Education, in Universal Journal of Educational Research, 2020. Vol. 8(2): 410 — 416. DOI: 10.13189/ujer.2020.080211

Thomas, K.W. and Kilmann, R.H. Conflict Mode Instrument, in Conflict Mode Instrument, Sterling Forest, New York. 1974.

Ханин Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личной тревожности Ч. Д. Спилбергера. // Ханин Ю. Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личной тревожности Ч. Д. Спилбергера. Ленинград: ЛНИИТЕК, 1976.

Khanin Yu.L. A quick guide to using the reactive and personal anxiety scale Spielberger, in A quick guide to using the reactive and personal anxiety scale Spielberger. Leningrad: LNIITEK, 1976. (In Russ.)

Maslikov V.A., Polyakova S., Sulyagina Yu.O. Art therapy as an innovative method of conflict resolution in creative groups, in Economic and Social Development. Moscow, Russian State Social University, 2017, 758-767.




DOI: https://doi.org/10.31312/10.31312/2310-6085-2020-15-3-64-77

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.