Полемика Ф. Крейцера о символике и мифологии древних народов на рубеже XIX века (конфликтологический аспект)

А. В. Шалаева

Аннотация


В центре исследования — Георг Фридрих Крейцер (1771–1858), профессор классической филологии Гейдельбергского университета, который первым объявил мифологию дисциплиной и заложил ее теоретические основания. В своем основном труде «Символика и мифология древних народов, в особенности греков» (1810–1812, 2-е изд. 1819, 3-е изд. 1837) он не только выработал теоретические основания мифологии как дисциплины, но и проанализировал большой объем мифологического материала.

Исследование посвящено особенностям структуры аргументации (философской, исторической и филологической) Крейцера, особенностям дебатов о символике и мифологии и осмыслению способа, каким внешние философские идеи и источники (Платон, неоплатонизм, И. В. Гете, И. Кант, Ф. В. Й. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель и др.) влияли на центральные положения теории Крейцера. Анализируются дискуссии вокруг романтического проекта мифологии как субдисциплины романтической «науки о древности» (Altertumswissenschaft). Приводится анализ оснований академической полемики и исходных пунктов научных споров о сущности науки о древности, мифологии и символике как ее частей и субдисциплин.

Рубеж XVIII–XIX вв. можно назвать периодом, когда сложились основные принципы дисциплинарного устройства и поворотным моментов в истории знания о мифе. История, философия, филология стремились быть не просто областями познания или учебными курсами, но целостными способами репрезентации мира, с выделенными границами — по предмету или методу. Начало XIX в. можно назвать одним из поворотных моментов в истории знания о мифе, поскольку знание о мифе, и миф как таковой оказались в центре интересов романтической науки, а также в поле внимания немецкого идеализма, и благодаря разнообразию нацеленных на них научных и вне-научных практик (философии, филологии, искусства, поэзии, истории, теологии и др.).


Ключевые слова


символика; мифология; романтическая наука; академический конфликт; аргументация

Полный текст:

PDF

Литература


Бугай Д. В.О сочинениях, античных комментариях, рукописях, изданиях и переводах Плотина // Историко-философский альманах. — Вып. 4. — М., 2012. — С. 46–70.

Гадамер Х-.Г.Истина и метод. — М., 1988.

Геродот. История. — Ленинград, 1972.

Резвых П. В.Дискуссии о мифологии в романтической Altertumswissenschaft. — Препринт. — Сер. WP6. Гуманитарные исследования. — М., 2012.

Шеллинг Ф. В.Философия мифологии: в 2 т. / Пер. с нем. В. М. Линейкина; под ред. Т. Г. Сидаша, С. Д. Сапожниковой; вст. ст. Т. Г. Сидаша. СПб., 2013.

Шеллинг Ф. В. Й.Введение в философию мифологии // Шеллинг Ф. В. Й. Сочинения: в 2 т. — Т. 2. — М., 1989.

Шеллинг Ф. В. Й.Система трансцендентального идеализма // Шеллинг Ф. В. Й. Сочинения: в 2 т. — Т. 1. — М., 1989.

Шеллинг Ф. В. Й. Философские письма о догматизме и критицизме // Шеллинг Ф. В. Й. Сочинения: в 2 т. — Т. 1. — М., 1989.

Creuzer F.Das akademische Studium des Altertums nebst eine Plane der humanistischen Vorlesungen und des philologischen Seminarium auf der Universität zu Heidelberg. — Heidelberg, 1807.

Creuzer F.Das Studium der Alten als Vorbereitung zur Philosophie // Studien / Hrsg. v. F. Creuzer u. C.Daub. — Bd 1. — Heidelberg, 1805.

Creuzer F. Dionysus sive commentationes academicae de rerum bacchicarum orphicarumque originibus et causis. — Heidelberg, 1808.

Creuzer F.Idee und Probe alter Symbolik // Studien. Hrsg. v. F.Creuzer u. C.Daub. –Bd 2 — Heidelberg, 1806.

Creuzer F.Ideen zu einer Physik des Symbols und des Mythus // Creuzer F. Symbolik und Mythologie der alten Völker, besonders der Griechen. — 1 Bd. — Leipzig; Darmstadt, 1810. — S. 59–123.

Creuzer F. Philologie und Mythologie, in ihrem Stufengang und gegenseitigen Verhalten // Heidelbergische Jahrbücher der Literatur für Philologie, Historie, Literatur und Kunst. — Erster Jahrgang, 1808.

Creuzer F. Symbolik und Mythologie der alten Völker, besonders der Griechen. — 4 Bde. — Leipzig; Darmstadt, 1810–1812.

Creuzer F. Symbolik und Mythologie der alten Völker, besonders der Griechen. — 6 Bde. — Leipzig; Darmstadt, 1819–1822.

Creuzer F. Symbolik und Mythologie der alten Völker, besonders der Griechen. — 4 Bde. — Leipzig; Darmstadt, 1837–1842.

Creuzer F. Symbolik und Mythologie der alten Völker, besonders der Griechen. — 1 Bd. — Leipzig; Darmstadt, 1810.

Creuzer F., Hermann G.Briefe über Homer und Hesiodus, vorzüglich über die Theogonie. — Heidelberg, 1818.

Enneades / Eds. F. Creuzer, G. H. Moser. — 3 vols. — Oxford, 1835.

Goethe J. W.Theory of Colours. — London, 1840.

Görres J.Mythengeschichte der asiatischen welt. — 1 Bd. — Heidelberg, 1810.

Guigniaut J. D.Religions de l’antiquité, considérées principalement dans leurs formes symboliques et mythologiques. — Paris, 1825.

Howald E.Der Kampf um Creuzers Symbolik. — Tübingen, 1926.

Moritz K. Ph.Götterlehre, oder Mythologische Dichtungen der Alten. — Berlin, 1791.

Müller K. O.Prolegomena zu einer wissenschaftlichen Mythologie: mit einer antikritischen. — Zugabe; Göttingen, 1825.

Schelling F. W. J. Darstellung meines Systems der Philosophie. — 1801; reprint. — Stuttgart: FrommanHolzboog, 2009.

The rise of modern mythology, 1680–1860 / [complied by] B. Feldman, R. D. Richardson. — Bloomington (Indianapolis): Indiana University Press, 1972.

Tsoref-Ashkenazi Н.Der romantische Mythos vom Ursprung der Deutschen: Friedrich Schlegels Suche nach der indogermanischen Verbindung. — Göttingen, 2009.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.