ДОЛГ: РОЖДЕНИЕ БУРЖУАЗНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Е. И. Наумова, В. Г. Бондарев

Аннотация


Статья представляет собой исследование в области становления буржуазной цивилизации через проблематизацию понятия долга. Общепринято считать (А. Смитт, Д. Рикардо), что коммерческие экономики возникают как результат реализации естественной склонности человека к обмену, который в определенный период обретает монетарное измерение. Статья предлагает альтернативный подход к вопросу происхождения капитализма, денег и буржуазной цивилизации. С опорой на теории Ф. Ницше, М. Мосса, Ж. Делеза и Ф. Гваттари получает развитие идея происхождения капиталистических отношений из долга, раскрытая в трудах американского антрополога Д. Гребера. Буржуазная цивилизация представлена как результат развития всемирного исторического процесса через призму трансформации долга. Становление буржуазной цивилизации связано с переходом от «человеческих экономик», когда долг мыслится в моральных категориях, к «денежным экономикам», когда долг получает числовой эквивалент. Описан процесс того, как в современной финансовой экономике трансформируется понимание долга от конечного к бесконечному, и показано влияние этого фактора на способ функционирования капитализма и организацию человеческой жизни. Через оптику долга развитие капитализма, а вместе с ним и становление буржуазной цивилизации в целом, осмысляется в терминах линейного (а не кризисного) развития. Долг — это устремленная в бесконечность линия или постоянно отодвигаемый предел/крах капитализма. Идея циклического (кризисного) развития капитализма дополняется идеей линейного (долгового) развития, что расширяет горизонт рассмотрения и оценки буржуазной цивилизации в рамках современного подхода.

Ключевые слова


долг; капитализм; буржуазная цивилизация; М. Мосс; Ф. Ницше; Ж. Делез; Ф. Гваттари; Д. Гребер

Литература


Смитт А. Исследования о природе и богатстве народов. М.: Книга на все времена, 2010. 160 с.

Smith A. The Wealth of Nations, Moscow, 2010. 160 p. (In Russ.)

Гребер Д. Долг: Первые 5000 лет истории. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. 528 c.

Graeber D. Debt: The First 5000 Years, Moscow, Ad Marginem Press, 2015. 528 p. (In Russ.)

Ницше Ф. Генеалогия морали. М.: Азбука. 2014. 224 с.

Nietzsche F. On the Genealogy of Morals, Moscow, Azbuka, 2014. 224 p. (In Russ.)

Мосс М. Общество. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М.: КДУ. 2011. 416 с.

Mauss M. Society. Exchange. Personality. Works on social anthropology, Moscow, KDY, 2011. 416 p. (In Russ.)

Хархордин О.В. Куда идет теория практик: поворот к материальности // Социологические исследования. 2012, № 11: 20–34.

Kharkhordin O.V. “What is the way of the theory of practices: The Pragmatic Turn”, Sociological research, 2012, no. 11: 20–34. (In Russ.)

Наумова Е.И. Капитализм и культура. Философский взгляд. СПб: Фонд Развития конфликтологии, 2015. 232 c.

Naumova E.I. Capitalism and culture. Philosophical view, St. Petersburg, 2015. 232 p. (In Russ.)

Делёз Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения. Екатеринбург: У-Фактория, 2007. 672 с.

Deleuze G., Guattari F. Anti-Oedipus: Capitalism and Schizophrenia, Yekaterinburg, U-Factoria, 2007. 672 p. (In Russ.)

Маркс К. Капитал. Критика политической экономики. Т. 1. М.: Гос. изд-во полит. литературы, 1952. 797 с.

Marx K. Capital: A critique of Political Economy, Vol. 1, Moscow, 1952. 797 p. (In Russ.)

Berardi F. The Uprising. On poetry and capitalism, Los Angeles, Semiotext (e), 2012. 176 p.




DOI: https://doi.org/10.31312/2310-6085-2022-17-2-9-18

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.