Конфликты религиозной идентичности в глобальном мире

О. В. Добродум

Аннотация


Конфликты религиозной идентичности в глобальном мире могут быть обусловлены процессами, происходящими в области политики и религии, а также тем, что ксенофобия зачастую пронизывает культуру в разных ее аспектах. Характеристика религиозности первого десятилетия XXI в. противоречива, будучи представлена как внецерковная, мультиконфессиональная, профетическая, харизматическая, неоспиритуалистическая, неогностическая, трансцендентальная, неинституциональная, приватная, синкретичная, деконфессиональная, пантеистическая и т. п., а ее активность смещается в сторону глобального Юга. Метафорами современности становятся «богословие шведского стола», религия «горячей ванны», евангелие «полного холодильника», тенденции религиозного бриколажа, харизматизации (пентакостализации) религий, вело- и палаточная евангелизация, миссионерство в стиле рэггей и хип-хоп, такие феномены религиозной жизни, как Lite-церковь, Lite-евангелие, McGod, McFaith, McChurch и пр.

Религиозная идентичность нашего времени предстает в многообразии своих дефиниций — диффузная, минимальная, бедная, секулярная, почти религия, подобная религии, религия для «чайников», 3D/4D/5D-религия, мультимедийная религия, 24/7-религия (24 часа в сутки 7 дней в неделю), новая массовая религия медиа-пространства и т. п. Западная культура адаптировала экзотические восточные традиции, создав такие суррогаты, как «либеральный евроислам», «суфизм-lite», «дзен-буддизм для чайников», «нирвана для непосвященных», «даосизм за 90 минут», «быстрорастворимое просветление» в рамках коммерческого проекта «облегченной духовности» в стиле «карма-кола». Создаются новые формы религиозной организации: мегацеркви, виртуальные и интернет-церкви, неформальные церковные общности, малые религиозные группы. Для религиозной организации эпохи постмодерна актуализируются конструирование имиджа, выстраивание интенций, актуализация традиции и конгруэнтность тенденциям времени.


Ключевые слова


конфликт; религиозная идентичность; современный мир; глобализация; политика; религия; культура; постмодерн; церкви

Полный текст:

PDF

Литература


Hanson E. O. Religion and Politics in the International System Today. Cambridge; New York; Melbourne; Madrid; Cape Town; Singapore; Sao Paolo: Cambridge University Press, 2006. 345 p.; Norris P., Inglehart R. Sacred and Secular: Religion and Politics Worldwide. Cambridge: Cambridge University Press, 2004; Jelen T. G. and Wilsox C., eds. Religions and Politics in Comparative Perspective: The One, the Few, and the Many. Cambridge: Cambridge University Press, 2002.

Кантеров И. Я. Клерикализм — идеология духовного насилия. М.: Педагогика, 1986. 192 с.

Hubert Muller. Religion and Freedom in the Modern World. Chicago, 1963. P. 52.

Философы. Бердяев Николай Александрович. — URL: http://intencia.ru/Filosofview-1.html

Berger P. L. The Desecularization of the World: A Global Overview // The Desecularization of the World: Resurgent Religion and World Politics. Washington, D.C.: Ethics and Public Policy Center, 1999.

Разумовский Д. А. Рождество в эпоху постмодерна. — URL: http://www.rsnews.net/index.phtml?show=article&id=7262〈=RUS

Poewe K., ed. Charismatic Christianity as a Global Culture. Columbia: University of South Carolina Press, 1994. Martin D. Pentecostalism: The World Their Parish. Oxford: Blackwell, 2001.

Jacoby S. Freethinkers: A History of American Secularism. New York: Metropolitan Books, 2004; Steve B. From Cathedrals to Cults: Religions in the Modern World. Oxford: Oxford University Press, 1995.

Jenkins P. The Next Christendom: The Coming of Global Christianity. Oxford: Oxford University Press, 2002; Stark R., Bainbridge W. S. The Future of Religion: Secularization, Revival and Cult Formation. Berkeley: University of California Press, 1985.

Новейшее Средневековье. Религиозная политика России в контексте глобальной трансформации. Доклад Института национальной стратегии // Стратегический журнал. 2006. № 2.

Строев С. А. Постисторическая виртуальность как итог глобализации. — URL: http://russoc.by.ru/Doctrina/Postistor.txt

Skillings P. Where to See Santa in New York City. — URL: http://manhattan.about.com/od/newyorkcityholidayguide/tp/Santa-in-New-York-City.htm; Деды Морозы из 50 стран мира сегодня устроят флешмоб в столичном метро http://www.rosbalt.ru/

moscow/2010/12/21/803001.html

McDonald’s goes to church — fast-food franchise within church complex. — URL: http://findarticles.com/p/articles/mi_m1365/is_2_32/ai_77482609/

McLeod D. Academic claims musicals are the new religion // The Guardian. 2004. 29 September.

Культ Барби. — URL: http://www.salon-ukraine.com.ua/index.php/journal/97000

Цит. по: Нуриев И. Голливуд «раскручивает» образ «врага-мусульманина». — URL: http://www.islam.ru/pressclub/islamofobia/enemy/

Issa W. Fatwa debate takes centre stage. — URL: http://gulfnews.com/news/gulf/uae/media/fatwa-debate-takes-centre-stage-1.68389

Стуруа М. Мадонна перешла в иудаизм. О моде на Каббалу, еврейскую мистику, и о том, что из нее может выйти. — URL: http://www.peoples.ru/art/music/pop/madonna/history1.html


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.