РАЗМЫШЛЕНИЯ ДИЛЕТАНТА

 

Хафис Шахмаметьев, член Союза журналистов Санкт-Петербурга и

Ленинградской области, член Союза писателей России

 

«У верблюда два горба, потому что, жизнь борьба». Мысль, по сути, верная, сколь несколько и не безобидная – не очень хочется выглядеть верблюдом, а хочется быть белым и пушистым. Увы, борцы со строительством, например, Ново-адмиралтейского моста в глазах власти «дилетанты», покусившиеся на планы громадьё, очернившие в глазах петербуржцев чистые помыслы чиновников. Во что могло вылиться возведение моста, показали публикации, выступления активистов. Интересно, откуда в человеке страсть к монументализму?  Вопрос, возможно, скорее адресован к психологам. Но одно, несомненно: сия страсть поражает власть   предержащих, либо избыток средств зовёт к свершениям. Примеров тому ни счесть, и в исторических далях, и в ближайших годах. Нет смысла перечислять оные, у всех перипетии, например, с «початком» посреди города, на слуху. Но речь пойдёт о других ближайших планах, теперь уже фантазия борцов с природой разыгралась в другом направлении, не высоту покоряет, а просторы водной глади. Часть Финского залива, в шутку наречённая мореходами «Маркисовой лужей», покоя не даёт. По замыслу проектантов, благо через Думу протащили закон о передаче субъекту в собственность водной шири, намыв пару, тройку квадратных километров даст толчок развитию субъекта, и можно отстроить целый городок с прекрасным видом на море.

Будущим жителям сего городка я не завидую. По роду занятий в прошлом я профессиональный моряк и побывал в тех краях, которые в глазах обывателей служат примером в борьбе с водной стихией, точнее, на территории, отвоёванной у моря, в Голландии.

Сравнение не пользу проекта в Финском заливе. Во вновь созданной провинции намываемая часть с годами, примерно двадцать пять лет, становится материковой, неотделимой, при известных защитных мерах, от природной береговой черты. Так действуют европейцы. А в предполагаемом проекте в Финском заливе намываемая территория является островами, т.е. подвержена эрозии со всех сторон, то есть не только со стороны моря. Следовательно, острова необходимо защитить дамбами, набережными, соорудить переправы. На картинке всё выглядит великолепно. Но давайте перелистаем историю природных буйств в нашем регионе на Финском заливе. В 70-е годы здесь разыгрался ураган, сила которого была настолько велика, что гостиница «Дюны», единственная на тот момент построенная на взморье, оказалась отрезанной от материка. Постояльцев вовремя эвакуировали, иначе бы им пришлось вплавь выбираться на верхнее шоссе под ударами швального ветра с дождём. В течение года восстанавливались и гостиница, и шоссейное покрытие, и пляжи освобождались от мусора.

Картины прошлого вряд ли остановят мечтателей. Но, давайте опустим возможные за четверть века ураганы, оценим наступающие по нескольку раз в году наводнения. Итак, задействованы защитные сооружения. Они включают в себя протяжённые дамбы и водопропускное сооружение, которое закрывается на время подъёма воды до угрожающего городу уровня. Год на год не приходится, уровни разные. Однако память хранит наводнения, уровень которых превышал четыре метра и выше. Подъём воды до отметки в один метр и восемьдесят сантиметров считается опасным. Проследим цепочку: есть штормовое предупреждение, нулевой стандарт у Синего моста скрылся под водой. У какой отметки остановится наступающая волна, прогнозируется «плюс», «минус». Только усиливающийся шторм вероятность повышения уровня воды превращает очередную непогоду в наводнение. Объявляется наивысший уровень опасности, водопропускное пространство перекрыто. Из отгороженной части залива Маркисова лужа превращается в озеро, в которое привносит воды самая полноводная река в Европе, Нева. По какому критерию защитные сооружения, собственно, и называются защитными? Ни высота дамб, ни способность щита выдерживать огромное давление, а ВРЕМЯ. Именно время. Да, тот промежуток между двумя волнами, со стороны моря наносной, и уровня речного подпора. Представьте, что последняя волна достигает максимума ранее первой. Возможно ли такое? Уровень речного подпора определяется ёмкостью Маркисовой лужи, городскими каналами. И вот мы уменьшаем объём намывом островов. Сколько кубических километров грунта займёт место вдоль побережья, столько недосчитается и объём Маркисовой лужи, а, следовательно, и период работы защитного щита сократится. И чтобы река сама не создала опасность для города, водопропускное пространство необходимо освободить. Ключевой вопрос: открыть щит при разнице уровней по обе стороны, значит создать ударную волну. Следовательно, операцию можно произвести только при равных уровнях. При ниспадающем уровне со стороны моря, и не достигшего опасного речного подпора, защитные сооружения и играют роль защитных. А ну как речной подпор достигнет опасных пределов, городские каналы выплеснут воды на набережные, то есть наносная волна не достигла своего максимума, а город уже страдает. И какой смысл в защитном щите? В математической модели изменились параметры, вода хлынула на город. Можно ли ставить под угрозу пятимиллионный город ради прихоти двух олигархов? Я уж не говорю о потере нерестилищ, некоторые пресноводные рыбы уже сейчас занесены в Красную книгу, как исчезающий вид. От чего бы чиновникам не вспомнить, что у них в руках рычаги управления. Правый берег Невы вверх по течению, можно сказать, не освоен, если не считать возведённых нуворишами коттеджей. Заступивший на пост прокурора города прошёлся на катере вдоль берега, погрозил пальчиком с экрана телевизора, и на сём успокоился. А ведь здесь мог бы и расположится город-спутник с набережными вдоль Невы, причём без угрозы наводнения.

Приезжающие в наш город иностранцы восхищаются красотой проспектов, непохожими друг на друга домами. А что же мы оставим своим потомкам? Вечную угрозу наводнения?  Один из них захлестнёт город, не смотря на «защитные» сооружения и погубит красоту, создаваемую поколениями. Промолчать сегодня, значит взять часть вины на себя.

            И не факт, что в настоящий момент проект убрали под сукно, заморозили. Наука утверждает, что споры сибирской язвы под слоем вечной мерзлоты ждут своего часа. Климатический маятник вполне может качнутся в сторону потепления, нынешняя безснежная зима тому подтверждение. Так и со «спящим» проектом. Несколько лет назад по мнению администрации осуществление замысла остановили общественные слушания. На самом деле, финансовый кризис.

 

 

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Сетевое издание "Конфликтология" зарегистрировано в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77-58529 от 04.07.2014.

Официальный домен издания CONFLICTOLOGY.RU

В настоящее время происходит процесс перерегистрации издания в Роскомнадзоре в связи со сменой учредителя.

Учредителем сетевого издания "Конфликтология" является АНО ДПО Институт мира и исследования конфликтов.

 

Все издания на ЛитРес:

Канал Института мира и исследования конфликтов на Youtube.

Канал Института мира и исследования конфликтов на Яндекс.Дзен.