ТРИ (ЦВЕТА) ВРЕМЕНИ ГОДА, ИЛИ КАК ЖИВЕТ ДОНБАСС

Сергей Ильченко, доктор филологических наук, кандидат искусствоведения, профессор ВШЖиМК СПбГУ

Когда мои домашние родные и друзья узнали, что я собираюсь в Донецк, то на их лицах отчетливо проступало выражение тревоги и заботы.  «Будь осторожен», - таков был общий лейтмотив их напутствий. Я и был. Но, пожалуй, главным мотивом свершившихся путешествий было невероятное человеческое желание все увидеть своими глазами. И оно стоило того, чтобы отправляться туда, где идет война. За полторы тысячи километров от родного дома.  Путешествие растянулось на разные времена года…

ЛЕТО

Впервые я приехал в республику в июне прошлого года по приглашению директора Донецкого музыкально-драматического театра имени М.М. Бровуна Натальи Волковой. С ней мы познакомились во время очередного петербургского театрального фестиваля «Встречи в России». Теперь меня ожидали встречи в Донецке.

Дорога к своим

Это было невероятное путешествие в неизвестность. И никто мне не мог сказать: чем все закончится. А началось оно в реальности на пограничном переходе из Россию в ДНР, который все называют коротко – «Успенка». На той стороне я увидел человека в полевой форме и с АК в руках. На мой вопрос: что это значит? – cопровождавший меня водитель Дмитрий коротко ответил: «У нас ведь война. Военное положение».

Мы въезжали в Донецк под вечер. Я ожидал увидеть что угодно, но только не народные гулянья и концерты под открытым небом. Будто и не было за несколько километров от центра города линии соприкосновения. Горожане отмечали День русского языка 6 июня, в день рождения Пушкина.  Погода стояла южная и комфортная. Народу на бульваре имени поэта было видимо-невидимо. Кафе были переполнены….

Только вот посидеть с дороги с новыми знакомыми из театра допоздна не удалось. В 10 часов вечера все кафе начали дружно закрываться. Еще через час наступал официальный комендантский час. В городе он и сегодня длится до 5 часов утра.

Война всегда рядом

Ее начинаешь ощущать постепенно. Кольнет, например, твой взор надпись «Укрытие» со стрелкой, указывающее направление спасения в случае обстрела для зрителей театра. Или вдруг на фасаде нового высотного здания из стекла и бетона в центре Донецка замечаешь закрытые фанерными щитами проплешины выбитых взрывной волной окон. А еще на том же бульваре Пушкина в десятках метров от здания самого театра тебе покажут фасад жилого дома, буквально изрезанный осколками от снарядов.

Но едва ли не самая трагичная мета длящейся вот уже без малого шесть лет на донецкой земле гражданской войны – мемориал памяти главы ДНР А.В. Захарченко, трагически погибшего в результате покушения 31 августа 2018 года. Все просто. И до ужаса наглядно.

Два павильона друг напротив друга. Буквально застывшие в своем разрушении после взрыва. Рядом с одним из них – большой портрет Александра Владимировича с подписью «Батя». И, конечно, живые цветы. Рядом - резиденция миссии ОБСЕ, которая вроде бы должна следить за разъединением сторон и соблюдением режима прекращения огня. 

На Киевском проспекте (!) Донецка видел собственными глазами результаты зверских обстрелов мирного города. Поначалу просто не поверил. Потом понял: ЧТО и ПОЧЕМУ это произвело впечатление. Во-первых, потому что это стреляли граждане одной страны по своим же согражданам. И потому что те самые «укропы» не щадили никого. Цифра погибших среди мирного населения Республики достигла уже 15 тысяч. Из них – более 80 детишек. Их имена увековечены на Аллее ангелов. А по всему городу знаки из гранита в память о погибших здесь мирных жителях.

Культура помогает жить

Одной из артиллерийских целей ВСУ в начале войны оказался…краеведческий музей Донецка. Враги пытались стереть его здание с лица земли. Не получилось. Разрушенное его крыло восстановили. А в ответ при входе музей рядом со скифскими «бабами» устроили мини-выставку захваченного вооружения украинской стороны.

И уж совсем «эстетическим» ответом врагам остается замечательный парк скульптур из металла – одно из самых любимых мест для встреч и прогулок в Донецке. Есть и аллея мировых градостроительных символов, и аллея знаков зодиака, и аллея, где центральное место занимают композиции, посвященные столь важной для города и его жителей идеи мира. Впрочем, памятников в Донецке и вправду много. Здесь берегут и чтут имена знаменитых земляков – от Иосифа Кобзона и Анатолия Соловьяненко до Сергея Бубки и революционера Артема.

Еще один центр мирного притяжения для дончан – знаменитый Музыкально-драматический имени М.М. Бровуна, чье главное здание украшает центр города.

Театр всегда полон…

Театр сохраняет в текущем репертуаре около 60 названий, постоянно радуя зрителей премьерами. При этом труппа дает спектакли разных жанров и разных форматов сразу на 4-х площадках. Помимо основной сцены зрители могут увидеть постановки на Малой и Новой сценах, а также в Театральной гостиной. 

В театре помнят о том, что фронт где-то рядом, а за стенами – комендантский час. Вот почему для зрителей, которых живут в отдаленных районах города, существуют специальные «шаттлы», помогающие после спектакля добраться домой. А спектакли специально начинаются чуть раньше, чем принято в иных столицах.

Посмотрев несколько спектаклей Муздрамы подряд, понимаешь еще одно: театр начинается со зрителей. Вот так и я вошел в зрительный зал, чтобы увидеть спектакль. Усевшись на отведенное мне кресло, я повернулся к соседу. «Здравствуйте!» - услышал я от незнакомого мне человека. «Здравствуйте!», - откликнулся на приветствие автор этих строк. Дальше начался спектакль…

Эхо искренних чувств

Каждый из трех спектаклей, которые мне довелось увидеть на донецкой земле в первый приезд, изначально вызывал некое опасение ввиду особой любви петербургского гостя к предлагаемым названиям. Но все сомнения отпали сами собою, когда я увидел, как зал, взорвавшийся от аплодисментов во время финальной сцены, в едином порыве встал и подпевал артистам: «Я тебя никогда не забуду». То была «Юнона и Авось».

На следующий вечер ситуация повторилась. Переполненный зал, вновь на ногах встретил финал. И вновь подпевал. Давали «Графа Калиостро» - вольную фантазию по мотивам легендарного фильма Марка Захарова «Формула любви». И я уже не смог удержаться, хотя мои вокальные данные весьма скромны, но чувство признательности эхом извлекало из меня знакомые слова.

День открытых сердец

Ректор Донецкого национального университета Светлана Владимировна Беспалова, узнав о приезде петербургского журналиста в моем лице, пригласила посетить проводимый ее вузом День открытых дверей. Это было воскресенье, но в главное здание университета мы пробились с трудом, будто на очередную премьеру в театр имени Бровуна. Поразило не только количество, но и вид юношей и девушек, которые пришли сюда будто на праздник – нарядные и радостные. Желание поступить и учится воодушевляло их. И почти сразу захотелось прочитать им лекцию, поговорить с ними, спросить их о том, каким они видят будущее своего края. Но времени было мало. Надо было собираться в обратный путь. Однако ректору было дано твердое обещание вернуться в Донецк. Во-первых, для участия в интеграционном Форуме «Русский мир и Донбасс». А, во-вторых, для того, чтобы прочесть те самые желаемые лекции. Что и было сделано в октябре.

ОСЕНЬ

Время московское

«Наш выбор – Россия!». Именно такой громадный (с многоэтажный дом) лозунг украшает центральную улицу Донецка, носящую имя революционера Артема. А Форум, организованный ДонНУ и длившийся несколько дней с неизменно переполненными залами и аудиториями, только потверждал те мысли и чувства, которые носят в своем сердце дончане.

Многое на Донбассе напоминает о России. Даже в быту. В ДНР в ходу только наши рубли и наши копейки. Здесь вы не увидите вывесок и афиш на украинском языке. Повсюду – русская речь. Телевидение и радио вещает исключительно по-русски, на русском издаются в ДНР и несколько десятков газет. Хотя в республике сосуществуют официально два языка (догадываетесь, наверное, какой – второй). А вот мобильная связь в ДНР еще «не сдается»: один из сотовых операторов постоянно выставляет на используемых его возможности гаджетах «киевское» время. Оно, правда, отстает от московского, по которому живут все граждане ДНР, на целый час.

Зато в книжных магазинах – исключительно книги на русском языке. В одном из них я спросил продавщицу: «А есть ли книги на украинском?». Она, поведя плечом, нехотя ответила: «Да, но их осталось немного. После войны мы их не закупали». Кстати, в Донецке, кого не спросишь о том, как здесь жили раньше, всегда услышишь ответ с уточняющей формулировкой: «До войны?». И здесь-то ты уже всерьез понимаешь: ДО ВОЙНЫ! Не Великой Отечественной, а той самой, которую кто-то на Украине назвал АТО.

Идем на Восток

Форум в ДонНУ убеждал в огромном желании и тех, кто учит молодежь, и тех, кто учится, быть вместе с Россией. И вузы Донбасса делают на этом пути свои, вполне четкие шаги. Например, аттестуют свои программы по обучению различным специальностям в соответствии с требованиями российских министерств и ведомств. А это дает конкретный результат: диплом выпускника донбасского вуза равняется диплому российского. 

Всего же в главном вузе республики обучается 15 тысяч студентов на 13 факультетах и в 3-х институтах. Они получают образование по 150 направлениям и профилям. А всего в вузе - 29 укрупненных образовательных групп с различными учебными программами. В 2021 году руководство университета намерено закончить их аккредитацию в России.

Конечно, многие желают получить паспорт гражданина России. Правда, есть обязательное условие для прохождения этой процедуры. У кандидата должен иметься на руках паспорт гражданина ДНР.

И таких желающих дончан становится все больше и больше. Сам был свидетелем тому на Главпочтамте Донецка ранним утром, когда знакомая российская примета – очередь – иллюстрировала количество желающих. По сведениям источника, пожелавшего остаться неизвестным, количество новоиспеченных граждан России на территории уже приближается к двумстам тысячам. Тогда как официальная цифра жителей ДНР далеко перевалила за два миллиона человек.

Надо ли говорить о том, что все предметы в вузах ДНР преподаются на русском языке. Исключение составляет лишь профиль «украинский язык и литература».  

ЗИМА

Лекции и разговоры

Третье время года в моих отношения с Донбассом пришлось на февраль. Плотный график лекций и семинаров практически не оставлял свободного времени. И все же иногда оставалось время на общение, в том числе и со студентами. Мы активно обменивались мнениями о культурной жизни России и Донбасса. И находили много общего в наших вкусах и взглядах. Но один ответ, который чаще других встречался, все-таки удивил. На вопрос о самой распространенный форме досуга я почти всегда слышал ответ: «Мы любим ходить в театр. Только билеты туда трудно достать». Имелся ввиду театр имени Бровуна. В конце нынешнего февраля его кассы уже продавали билеты на май.

А еще был разговор с таксистом, который спокойно и рассудительно говорил о том, что сейчас в Донецке гораздо легче найти работу, чем раньше. На вопрос о том, хватает ли заработанных денег на жизнь, водитель-дончанин неопределенно пожал плечами, заметив, что дома все-таки лучше и надежнее, чем где-то вдалеке в поисках заработков. Не сговариваясь, дежурная в гостинице на мой вопрос о жизненных проблемах, поведала собственную историю, как во время войны она уехала из Донецка. Но потом вернулась. На мой естественный вопрос: «Почему?», ответила спокойно: «Я вернулась домой, потому что хочу, чтобы у моего ребенка был свой родной дом».

Если дорог тебе твой дом

Память о доме – это сила. И многие дончане на вопрос о возможном отъезде отвечали отрицательно. Впрямую не говорили, но в подтексте их интонаций и взглядов чувствовалось то, что классик называл «скрытой теплотой патриотизма». Да, и сейчас на окраинах Донецка стреляют. Но почему-то жители относятся к этому с невероятным спокойствием. Ни разу не видел и не слышал в разговорах уныния и паники. Они живут и работают, надеясь на себя и могучего соседа. Но если придется снова взять оружие в руки, то…

Здесь надо сделать паузу и рассказать коротко о моей поездке на Саур-могилу, легендарный холм, который обороняли и в Великую Отечественную, и нынче – летом 2014 года.  Там был мемориал, который бравые бойцы ВСУ пытались уничтожить и выбить с вершины холма ополченцев. Враги не щадили ни живых защитников Донбасса, ни памятники, воюя против мертвых, уничтожая сами монументы.

Сегодня на вершине холма могилы тех, кто погиб тогда, в жаркое лето АТО, но не отступил. Я вглядывался в их фотографии и видел лица серьезных мужчин, которые были мирными людьми, но когда грянула беда, они не испугались, не уехали, а остались защищать свой дом, свою землю. И защитили.

Блокада и театр

Мирная жизнь Донецка с некоторыми поправками на официальную блокаду и длящуюся войну менее всего напоминает жизнь прифронтового города. Но один факт меня поразил в зимний визит более всего. В Донецке открыли новую сцену для театра имени Бровуна (это уже пятая площадка по счету). И вновь «Сцена на Садовом» наполняется ежевечерне на со процентов. И снова в финале раздается гром аплодисментов и снова в порыве благодарности встают зрители…

Как не вспомнить здесь ленинградскую блокаду, когда в октябре 1942 года был открыт в осажденном городе новый театр. Правда, та блокада длилась всего 872 дня. Донецк выдерживает осаду вот 67-й месяц…

Три цвета времени

Свой третий визит в Донецк я завершал в первый день весны (по календарю). Солнце напоминало нам с водителем об этом на протяжении всего пути из Донецка в Ростов. На границе мне не надо было переводить стрелки часов.  Везде время было нашим, российским. Зато мне вновь бросился в глаза официальный флаг ДНР.

Отчетливо помню, что когда впервые его увидел, то поневоле вздрогнул, ибо сверху шла полоса черного цвета. Оказавшись в Донецке, я поинтересовался у своего обретенного приятеля Андрея о том, как трактовать эту цветовую символику.  Андрей ответил: «Все очень просто. Черный цвет – это символ угля. Красный цвет – символ того, что Донецк – город миллиона роз. А синий – цвет воли и надежды».

Сергей Ильченко

Донецк – Санкт-Петербург

 

 

 

 

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Сетевое издание "Конфликтология" зарегистрировано в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77-58529 от 04.07.2014.

Официальный домен издания CONFLICTOLOGY.RU

В настоящее время происходит процесс перерегистрации издания в Роскомнадзоре в связи со сменой учредителя.

Учредителем сетевого издания "Конфликтология" является АНО ДПО Институт мира и исследования конфликтов.

 

Все издания на ЛитРес:

Канал Института мира и исследования конфликтов на Youtube.

Канал Института мира и исследования конфликтов на Яндекс.Дзен.