Интерактивный практикум «Информационные технологии в научных исследованиях» является частью соответствующей учебной дисциплины и направлен на формирование у магистрантов направления подготовки «Конфликтология» профессиональных цифровых компетенций как методологической основы и практического аппарата использования современных цифровых технологий в дальнейшей профессиональной деятельности и при проведении научного исследования к рамках подготовки выпускной квалификационной работы. Основные компоненты практикума: - индивидуальные практико-ориентированные задания с методическими рекомендациями по их выполнению;
- эталонные кейсы, содержащие: коллекции научных публикаций с описанием методики их формирования (от отбора цифровых научных ресурсов до поиска и экспликации публикаций, релевантных тематике научных исследований в области конфликтологии); терминологические ландшафты, соотвествующие тематике научных исследований в области конфликтологии (с описанием их формирования); тематические тренды, характеризующие динамику развития основных направлений междисциплинарной области научных исследований конфликтология (с описанием методики их построения).
Задания практикума содержат: - установочные видеоролики, разъясняющие на конкретных примерах суть заданий практикума;
- руководства и рекомендации по использованию парсеров интернет-контента;
- методические рекомендации по выполнению практических заданий;
- тестовые материалы;
- архивы СМИ и научных материалов по актуальным тематикам, соответствующим направлению подготовки «Конфликтология» с размещением в сетевых ресурсах, пополняемые на принципах краудсорсинга и распределённого доступа.
Выполнение практических заданий практикума с использованием формализованного описания опыта проведения научно-исследовательских поисковых и аналитических изысканий на базе современных ИКТ направлено на: - формирование необходимых будущим магистрам-конфликтологам в их исследовательской и профессиональной деятельности инструментальных и цифровых компетенций
- получение устойчивых навыков обработки информации больших объемов, полученной из разнородных источников.
Уникальность практикума состоит в использовании: - комплексного подхода, обеспечивающего последовательное применение ИКТ (сетевых парсеров и программ интеллектуального анализа текстовых данных) в аналитической и исследовательской работе магистранта (от поиска и отбора информационных материалов в потоке общественно-политической и научной информации до составления прогнозов и построения тематических трендов);
- специально сформированных коллекций материалов – электронных архивов СМИ и практических кейсов, которые магистранты используют не только в качестве эталона при выполнении практикума, но и пополняют эти коллекции в ходе выполнения практических заданий.
Инновационность предлагаемого практикумом обучавшего педагогического подхода состоит в: - комплексном применении ИКТ на всех этапах исследования;
- учете различных форм реализации учебной плана;
- ориентированности на достижение профессионально значимых результатов;
- связи содержания выполняемых магистрантами заданий с содержанием их научных исследований.
Особенность практикума: - электронный формат практикума и наличие пополняемого на принципах краудсорсинга архивов материалов обеспечивает сочетание традиционных форм аудиторного обучения с элементами электронного (смешанное обучение);
- выполнение индивидуальных заданий по созданию новых корпусов текстовых массивов и размещением их как источников общего доступа содержит элементы проектной деятельности;
- выполнение практических заданий, направленных на применение аналитического инструментария, решает ряд задач проводимого исследования.
Разработчики: Прокудин Д.Е., докт. филос. наук, доцент Кононова О.В., канд. экон. наук Апробация результатов проекта Выступление с докладом на XXV Международной объединённой конференции "Интернет и современное общество" (IMS-2022), 23-24 июня 2022 года, Санкт-Петербург. Выступление с докладом на II Международном научном форуме по устойчивому развитию и инновациям (WFSDI 2023), 27-28 апреля 2023 года, онлайн. Практикум разработан в рамках проекта "Информационные технологии в научных исследованиях", реализуемого победителем грантового конкурса для преподавателей магистратуры 2022/2023 Стипендиальной программы Владимира Потанина. |