Университет в ХХI веке: коллизии модернизации

И. Д. Миннахметов

Аннотация


В статье дан историко-конфликтологический анализ феномена университета, обозначена суть основных проблем, связанных с модернизацией системы образования и становления новой модели высшей школы. Концепция нового образа университета базируется на обобщении опыта реформы образования, осуществляемые в Республике Татарстан. Университет — феномен исторический. Зародившись в античное время, он стал важнейшим ресурсом духовного, культурного и интеллектуального прогресса общества. Философия университетского образования предполагает решение задачи формирования идеального типа всесторонне развитой личности на основе сотрудничества трех его главных опор: «профессор — студент — университет». Продвижение человечества по ступеням цивилизационной зрелости обеспечивается качеством интеллектуальной элиты и научно-технологического капитала, создаваемого университетом. Именно этим и объясняется постоянство задачи совершенствования системы университетского образования. Университет как социальный институт общества должен быть способным адекватно отвечать на вызовы времени. Модернизация в этом плане — «инструмент» повышения качества университетского образования, а регионализация — одно из ее направлений. Республика Татарстан — экспериментальная «площадка», где создана модель оптимизации университета через сочетание традиционного и инновационного, отечественного и зарубежного, общефедерального и регионального. Инновационными элементами новой модели высшей школы являются университетские образовательные комплексы, национальные научно-исследовательские университеты и Казанский федеральный университет.

Ключевые слова


университет; философия образования; глобализация; регионализация; университетский комплекс; образовательный округ; национальный научно-исследовательский университет; федеральный университет

Полный текст:

PDF

Литература


Агеева Н. М. И.Ростовцев о роли университетов в России // Материалы Межрегиональной научной конференции «Общественно-политическая мысль и духовная культура народов Поволжья и Приуралья (XIX–XX вв.). Проблемы изучения». Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2007. С. 434–438.

Барабанова С. В. К вопросу об участии общественности в региональной образовательной политике: опыт Республики Татарстан [Электронный ресурс]. — URL: http://www.lexed.ru/pravo/theory/ezegod2/?barabanova.html (дата обращения: 1.05.2014).

Белоцерковский А. В., Каплунов И. А. Региональный университет как базовый элемент территориального развития // Аккредитация в образовании. 2013. № 1. С. 62–63.

Бухараев В. М. Классический университет: откуда и куда? // Казанский университет как исследовательское и социокультурное пространство: Сборник научных статей и сообщений. Казань, 2005. С. 3–9.

Вишленкова Е. А. Казанский университет и регион // Университеты, культурное развитие и региональная самобытность: Сборник докладов и материалов / Межд.

Семинар. 9–10 апреля 2008 г., г. Казань. Казань, 2008. С. 30–39.

Высшая школа в XXI веке: усиление влияния на национальное им мировое развитие. Казань, 2013.

Договор о реализации полномочий учредителя между Государственным комитетом РТ по управлению государственным имуществом и КГТУ // КГТУ — университетский комплекс как единое юридическое лицо: Сб. нормативных правовых документов и информационных материалов. Казань, 2002. 94 с.

Жураковский В., Федоров И. Модернизация высшего образования: проблемы и пути их решения // Высшее образование в России. 2006. № 1. С. 3–14.

Кива А. Модернизация как окно в будущее // Мир перемен. 2011. № 1. С. 105–120.

Колоджиежик Д. Провинциальный или региональный — что значит хороший университет? // Университеты, культурное развитие и региональная самобытность. Казань, 2008. С. 67–71.

Концепция развития системы высшего образования в Республике Татарстан от 19.12.2000 г. // Справочная система «Консультант плюс». Раздел «Законодательство». Информационный банк. Региональный выпуск. Версия от 24.12.2000 г.

Концепция развития системы высшего образования в Республике Татарстан» и «Концепции развития системы дополнительного профессионального образования в Республике Татарстан, принятых Советом ректоров вузов Республики Татарстан в 2000 г., решение коллегии Министерства образования России от 19.12.2000 г. и приказ Министерства образования России № 3918 от 29.12.2000 г.

Круглый стол «Национальные исследовательские университеты: вопросы формирования развития сети». [Электронный ресурс]. — URL: http://www.strf.ru/

organization.aspx?CatalogId=221&d_ по=17248 (дата обращения: 1.05.2014).

Кулакова И. Университетское пространство и его обитатели. Московский университет в историко-культурной среде ХVIII века. М., 2006. 336 с.

Министерство образования и науки Российской Федерации 2012 г. [Электронный ресурс]. — URL: http://минобрнауки.рф/новости/2932 (дата обращения: 1.05.2014).

Национальные исследовательские университеты [Электронный ресурс]. — URL: (дата обращения: 1.05.2014).

Об университетских комплексах // Постановление Правительства РФ от 17.01.2001 г. № 676 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/data/d_01/3364.html (дата обращения: 1.05.2014).

Положение о порядке организации целевой контрактной подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием в государственных учреждениях Республики Татарстан и их трудоустройства. Утверждено Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 июня 2004 г. № 308.

Распоряжение Правительства РФ от 2 апреля 2010 года № 500-р «О создании федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Казанский (Приволжский) федеральный

университет”» // Собрание законодательства РФ. 2010. №15. Ст.1811.

Салимьянова И. Г. Роль исследовательских университетов в развитии национальной инновационной системы [Электронный ресурс] // Общество. Среда. Развитие (TerraHumana). 2001. № 4. — URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rolissledovatelskih-

universitetov-v-razvitii-natsionalnoy-innovatsionnoy-sistemy (дата

обращения: 1.05.2014).

Стенограмма парламентских слушаний Комитета Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям на тему «Законодательное обеспечение инновационного развития экономики. Наукоемкие технологии // Инновации. 2008.

№ 6 (116).

Терентьева И. В. Особенности государственно-общественного управления высшей школой в регионе / Под ред. Л. А. Бургановой, А. Р. Тузикова // Регионы России: инновационное развитие и модернизация системы социального управления: монография. Казань, 2011. С. 221–253.

Терентьева И. В. Университетский образовательный округ — форма государственно-общественного управления образованием // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009. Вып. 2. С. 100–103.

Терентьева И. В. Университетский образовательный округ как средство консолидации образовательных учреждений // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Педагогика и психология. Т. 3. 2008. № 3(3). С. 16–21.

Тузиков А. Р. Университет как культурообразующий фактор региона // Университеты, культурное развитие и региональная самобытность. Сборник докладов и материалов / Международный семинар. 9–10 апреля 2008 г., г. Казань. Казань, 2008. С. 133–135.

Указ Президента РФ «О реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов» [Электронный ресурс]. — URL: http://минобрнауки.рф/документы/452 (дата обращения: 1.05.2014).

Указ Президента РФ от 21 октября 2009 года № 1172 «О создании федеральных университетов в Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах» // Собрание законодательства РФ. 2009. № 43. Ст. 5048.

Харисов Ф. Ф. Доклад на выездном заседании Правления Российского союза ректоров в г. Казани 18 мая 1999 г. // Об опыте работы Совета ректоров вузов Республики Татарстан по реализации решений V съезда Российского союза ректоров. Казань, 1999. С. 45–51.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.