University of the XXI Century: the Collision of Modernization

И. Д. Миннахметов

Abstract


The article presents a historical and conflict analysis of the phenomenon of the University, designates the essence of the main problems are related to the modernization of the education system and the formation of a new model of higher education. Concept of a new image of the University based on accumulated experiences of education reform carried out in the Republic of Tatarstan. University is a historical phenomenon. Originating in ancient times, it has become the most important resource of spiritual, cultural and intellectual progress of society. Philosophy of the University education supposes the solution of the problem of forming of an ideal type of comprehensive developed person through cooperation of its three main pillars: «Professor — Student — University». Progress of humanity by steps of civilizational maturity ensured by quality of the intellectual elite and by scientific and technological capital, created by the University. This explains the persistence of the problem of improving the system of the University education. University as a social institution of the society must be able to respond adequately to the challenges of time. Modernization in this regard is a «tool» to improve the quality of the University education, and regionalization is one of its destinations. The Republic of Tatarstan is experimental «playground», where is created optimization model of the University through traditional and innovational, national and foreign, general federal and regional combinations. Innovative features of the new model of higher education schools are University complex centers, national research Universities and Kazan Federal University.

Keywords


university; philosophy of education; globalization; regionalization; university complex; educational area; national research university; federal university

Full Text:

 Subscribers Only

References


Агеева Н. М. И.Ростовцев о роли университетов в России // Материалы Межрегиональной научной конференции «Общественно-политическая мысль и духовная культура народов Поволжья и Приуралья (XIX–XX вв.). Проблемы изучения». Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2007. С. 434–438.

Барабанова С. В. К вопросу об участии общественности в региональной образовательной политике: опыт Республики Татарстан [Электронный ресурс]. — URL: http://www.lexed.ru/pravo/theory/ezegod2/?barabanova.html (дата обращения: 1.05.2014).

Белоцерковский А. В., Каплунов И. А. Региональный университет как базовый элемент территориального развития // Аккредитация в образовании. 2013. № 1. С. 62–63.

Бухараев В. М. Классический университет: откуда и куда? // Казанский университет как исследовательское и социокультурное пространство: Сборник научных статей и сообщений. Казань, 2005. С. 3–9.

Вишленкова Е. А. Казанский университет и регион // Университеты, культурное развитие и региональная самобытность: Сборник докладов и материалов / Межд.

Семинар. 9–10 апреля 2008 г., г. Казань. Казань, 2008. С. 30–39.

Высшая школа в XXI веке: усиление влияния на национальное им мировое развитие. Казань, 2013.

Договор о реализации полномочий учредителя между Государственным комитетом РТ по управлению государственным имуществом и КГТУ // КГТУ — университетский комплекс как единое юридическое лицо: Сб. нормативных правовых документов и информационных материалов. Казань, 2002. 94 с.

Жураковский В., Федоров И. Модернизация высшего образования: проблемы и пути их решения // Высшее образование в России. 2006. № 1. С. 3–14.

Кива А. Модернизация как окно в будущее // Мир перемен. 2011. № 1. С. 105–120.

Колоджиежик Д. Провинциальный или региональный — что значит хороший университет? // Университеты, культурное развитие и региональная самобытность. Казань, 2008. С. 67–71.

Концепция развития системы высшего образования в Республике Татарстан от 19.12.2000 г. // Справочная система «Консультант плюс». Раздел «Законодательство». Информационный банк. Региональный выпуск. Версия от 24.12.2000 г.

Концепция развития системы высшего образования в Республике Татарстан» и «Концепции развития системы дополнительного профессионального образования в Республике Татарстан, принятых Советом ректоров вузов Республики Татарстан в 2000 г., решение коллегии Министерства образования России от 19.12.2000 г. и приказ Министерства образования России № 3918 от 29.12.2000 г.

Круглый стол «Национальные исследовательские университеты: вопросы формирования развития сети». [Электронный ресурс]. — URL: http://www.strf.ru/

organization.aspx?CatalogId=221&d_ по=17248 (дата обращения: 1.05.2014).

Кулакова И. Университетское пространство и его обитатели. Московский университет в историко-культурной среде ХVIII века. М., 2006. 336 с.

Министерство образования и науки Российской Федерации 2012 г. [Электронный ресурс]. — URL: http://минобрнауки.рф/новости/2932 (дата обращения: 1.05.2014).

Национальные исследовательские университеты [Электронный ресурс]. — URL: (дата обращения: 1.05.2014).

Об университетских комплексах // Постановление Правительства РФ от 17.01.2001 г. № 676 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/data/d_01/3364.html (дата обращения: 1.05.2014).

Положение о порядке организации целевой контрактной подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием в государственных учреждениях Республики Татарстан и их трудоустройства. Утверждено Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 июня 2004 г. № 308.

Распоряжение Правительства РФ от 2 апреля 2010 года № 500-р «О создании федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Казанский (Приволжский) федеральный

университет”» // Собрание законодательства РФ. 2010. №15. Ст.1811.

Салимьянова И. Г. Роль исследовательских университетов в развитии национальной инновационной системы [Электронный ресурс] // Общество. Среда. Развитие (TerraHumana). 2001. № 4. — URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rolissledovatelskih-

universitetov-v-razvitii-natsionalnoy-innovatsionnoy-sistemy (дата

обращения: 1.05.2014).

Стенограмма парламентских слушаний Комитета Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям на тему «Законодательное обеспечение инновационного развития экономики. Наукоемкие технологии // Инновации. 2008.

№ 6 (116).

Терентьева И. В. Особенности государственно-общественного управления высшей школой в регионе / Под ред. Л. А. Бургановой, А. Р. Тузикова // Регионы России: инновационное развитие и модернизация системы социального управления: монография. Казань, 2011. С. 221–253.

Терентьева И. В. Университетский образовательный округ — форма государственно-общественного управления образованием // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009. Вып. 2. С. 100–103.

Терентьева И. В. Университетский образовательный округ как средство консолидации образовательных учреждений // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Педагогика и психология. Т. 3. 2008. № 3(3). С. 16–21.

Тузиков А. Р. Университет как культурообразующий фактор региона // Университеты, культурное развитие и региональная самобытность. Сборник докладов и материалов / Международный семинар. 9–10 апреля 2008 г., г. Казань. Казань, 2008. С. 133–135.

Указ Президента РФ «О реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов» [Электронный ресурс]. — URL: http://минобрнауки.рф/документы/452 (дата обращения: 1.05.2014).

Указ Президента РФ от 21 октября 2009 года № 1172 «О создании федеральных университетов в Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах» // Собрание законодательства РФ. 2009. № 43. Ст. 5048.

Харисов Ф. Ф. Доклад на выездном заседании Правления Российского союза ректоров в г. Казани 18 мая 1999 г. // Об опыте работы Совета ректоров вузов Республики Татарстан по реализации решений V съезда Российского союза ректоров. Казань, 1999. С. 45–51.


Refbacks

  • There are currently no refbacks.