МИР КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

А. Карпова

Аннотация


В настоящий момент большинство научных работ в теме мира и конфликта, направлено на изучение этого последнего, отрицая возможность исследования мира как научной дисциплины. Авторы-конфликтологи мотивируют свою позицию тем, что мир, как таковой, не существует. С их точки зрения мир - это идеальное, утопическое, недостижимое состояние общества, лишенное конкретной формы, поддающейся изучению. Научная новизна работы обозначена спецификой методологической и теоретической базы, разработанной испанской группой пасиологов (paciologos), или исследователей мира. Авторы, члены Института Мира и Конфликтов города Гранады, придерживающихся идеи о том, что «наука о мире» является реальной научной дисциплиной, направленной на предупреждение конфликта, что ей придает особое значение не только в сфере теоретического знания, но и эмпирического. Практическое внедрение этого научного познания требует, по мнению Франсиско Муниос, эпистемологического переворота, или приоритизации мира над конфликтом. Что, в свою очередь, требует введения новых форм воспитания в культуре мира, поиск новых форм мышления, восприятия, реакции на конфликтную ситуацию, выбор новых приоритетов и новых ресурсов в исследовательском и образовательном процессе. Целью статьи является сближение исследований испанских и российский авторов, а также систематизация основных теоретических концепций исследования мира в рамках теории трех поколений мира, предложенной исследователем гранадского Института Мира и Конфликтов, автором несовершенного мира, Хименес Баутиста. Проанализированы основные трудности дефиниции концепции мира; описана хронологическая последовательность исследования мира; осуществлен синтез теоретической базы исследований о мире в рамках теории трех поколений мира, подразделенной на изучение 1) негативного, позитивного, культурного, нейтрального и несовершенного мира; 2) социального, внутреннего и экологического (Gaia) мира и 3) мульти- интер-транскультурного мира.

Ключевые слова


КОНФЛИКТ; СТРУКТУРНОЕ НАСИЛИЕ; МИР; НАУКА О МИРЕ; ПРИОРИТЕТНОСТЬ МИРА НАД КОНФЛИКТОМ; ТЕОРИЯ ТРЕХ ПОКОЛЕНИЙ МИРА; «НЕГАТИВНЫЙ МИР»; «ПОЗИТИВНЫЙ МИР»; «КУЛЬТУРНЫЙ МИР»; «НЕЙТРАЛЬНЫЙ МИР»; НЕСОВЕРШЕННЫЙ МИР»; «СОЦИАЛЬНЫЙ МИР»; «ВНУТРЕННИЙ МИР»

Литература


Анцупов А. Я. Принципы отечественной конфликтологии // Социальный мир человека / ред. Н. И. Леонов. Ижевск: ERGO, 2014.

Леонов Н. Основы конфликтологии. Ижевск: Удмуртский Университет, 2001.

Bilbeny N. Ética intercultural. La razón práctica frente a los retos de la diversidad cultural. Madrid: Plaza y Valdés, 2012.

Bolaños Carmona J., Acosta Mesas A. Una teoría de los conflictos basada en la complejidad // Pax orbis. Complejidad y conflictividad de la paz / eds. F. A. Muñoz, B. Molina Rueda. Granada: Universidad de Ganada, Eirene, 2009.

Fernández H. А. El concepto de paz. Una propuesta de reconstrucción // Temas de pedagogía social/educación social / coords. A. Soriano Díaz, M. Bedmar Moreno. Granada: Universidad de Granada, 2015. Р. 87–129.

Galtung J. Investigaciones teóricas. Sociedad y cultura contemporáneas / traducción V. Pina. Madrid: Tecnos, 1995.

Giménez Pérez F. El materialismo y la paz // El Catoblepas, Revista crítica del presente. Comunicación presentada a los VIII Encuentros de Filosofía en Gijón. 2004. Nº 28.

Hernández Arias J. R. Filosofía de la guerra y de la paz. Sevilla: Padilla Libros, 2011.

Jiménez Bautista F., Martínez Guzmán V., Fernández Herrería A. «Paz negativa», «Paz neutra», «Paz positiva», «Paz Gaia», «Paz Interna», «Paz Social // Enciclopedia de Paz y Conflictos / dir. López Martínez, Mario. Granada: Universidad de Granada, 2004.

Jiménez Bautista F. Saber pacífico: la paz neutra. Ecuador: Universidad Técnica Particular de Loja, 2009.

Kárpava A. Reflexión sobre la Globalización, Paz Intercultural y la Inmigración bielorrusa en España // Fabre Platas, Danú Alberto, Egea Jiménez Carmen. Socializando saberes en un primer encuentro internacional de posgrados. Granada: Universidad de

Granada, 2012. Р. 99–112.

Martínez Guzmán V. Podemos hacer las paces. Reflexiones éticas tras el 11-S y el 11-M. Bilbao: Desclée de Brouwer, 2005.

La paz imperfecta / ed. F. A. Muñoz. Granada: Universidad de Granada, Eirene, 2001.

Sandoval Forero E. A. Estudios para la paz, la interculturalidad y la democracia // Revista Ra-Ximhai. Vol. 8. Nº 2, enero-abril. México: Universidad autónoma Indígena de México (UAIM), 2012.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.