Бюджетные средства как предмет преступления

А. Е. Скачкова

Аннотация


В настоящей публикации автором исследуется вопрос всесторонности охранительного законодательства в сфере бюджетных правоотношений. Автор показывает, что наиболее характерными охранительными нормами в бюджетной сфере являются преступления против государственной власти: нецелевое расходование бюджетных средств (средств государственных внебюджетных фондов) (ст. 285.1, 285.2 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), служебный подлог (ст. 292 УК РФ), халатность (ст. 293 УК РФ). Одновременно обосновывается отнесения к хранительным нормам бюджетной сферы, преступные проявления со стороны контрагентов по государственным (муниципальным) контрактам (иным гражданско-правовым договорам, заключаемым публичным субъектом), в том числе по предварительному сговору с должностными лицами органов государственной (муниципальной) власти, казенных учреждений, органов управления государственными внебюджетными фондами, где бюджетные средства становятся объектом преступного посягательства, и выражаются в мошенниче- стве (ст. 159 УК РФ), мошенничестве в сфере предпринимательской деятельности (ст. 159.4 УК РФ), подделке официального документа (ст. 327 УК РФ), а также присвоении или растрате имущества вверенного виновному, в том числе совершенные группой лиц по предварительному сговору и совершенные лицом с использованием своего служебного положения (ст. 160 УК РФ), а также незаконное получение государственного целевого кредита, а равно его использование не по прямому назначению, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству (ч. 2 ст. 172 УК РФ). Правовые последствия приведенных преступных проявлений могут образовывать самостоятельный вид преступления, предусмотренный ст. 145. 1 УК РФ («Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат»). И таким образом, автор приходит к выводу, что охранительные нормы уголовного закона могут быть классифицированы по существу преступных проявлений, «природе» бюджетных средств — на специальные (ст. 285.1, 285.2 УК РФ) и общие; по субъекту преступления — специальные субъекты (гл. 30 УК РФ) и общие субъекты.

Ключевые слова


бюджетные правоотношения; бюджетные средства; преступления; преступления против государственной власти; преступления в сфере экономики; преступления против личности

Литература


Беляев Н. В. Некоторые вопросы применения бланкетных диспозиций УК и их классификация // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 31. М., 1979.

Варанкина Ю. С., Казаков А. Я., Ларичев В. Д. Уголовно-

правовая характеристика нецелевого расходования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов в условиях проведения бюджетной реформы // Москва. «Дело и Сервис». 2011.

Наумов А. В. Российское уголовное право. Общая часть. 2-е изд. М., 1999.

Скачкова А. Е. Прокурорский надзор за законностью бюджетного процесса.

Скачкова А. Е. Дискуссионные вопросы уголовно-правовой ква-

лификации нецелевого расходования бюджетных средств // Конфликтология. 2015. № 14.

Скачкова А. Е. Методика прокурорской проверки исполнения

требований Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Соколов В. В. Применение бланкетного способа изложения диспозиций норм уголовного права // Уголовного право в борьбе с преступностью. М., 1981.

Пикурорв Н. И. Применение следователем уголовно-правовых

норм с бланкетной диспозицией. Волгоград, 1985.

Поляк Г. Б. Территориальные финансы: учебное пособие. М., 2003.

Яни П. «Бланкетные» экономические статьи уголовного закона // Российская юстиция. 1995. № 11.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.