ЛИБЕРАЛЬНЫЙ ФАКТОР ГЛОБАЛЬНОГО КАПИТАЛИЗМА И ЗАПАДОФИКАЦИИ МИРА

С. Л. Шалаева, В. П. Шалаев

Аннотация


В статье с критических позиций исследуется проблема социальных последствий влияния (насаждения) западной либеральной культуры на систему ценностей, отношения и поведение человека в современном обществе. Влияние либеральных ценностей (либерализация) на развитие современных обществ, детально, рассмотрено на примере постсоветской истории российского общества. Идеология либерализации, рассматривается авторами, в симбиозе с идеологией общества потребления активно наступающего на страны и народы современного мира, в особенности с момента объявленной западом глобализации. Глобализация рассматривается в статье как процесс капитализации и западофикации мира, то есть как глобальная колонизация мира западным капиталом, связанной с ним цивилизацией и культурой. Под западофикацией авторы понимают процесс распространения и насаждения западных ценностей в общественные идеологии и в культуру стран и народов мира. В первой части статьи исследуются фундаментальные основания распространения западной либеральной культуры, ее ценностей и общества потребления в мире. Обосновывается, что идеология либерализации и общества потребления является акциденцией (сущностным свойством), функцией и одновременно инструментом наступления и развития глобального капитализма в мире. Особым образом исследуется система глобального капитализма, выраженная в схеме «Капитал — общественное производство — общественное потребление- прибыль — Капитал». Идеология либерализма и потребления рассматриваются в качестве идейного обоснования и обеспечения жизнедеятельности этой системы. Капитал, либерализм и потребление рассматриваются в качестве превращенных форм человека и общества. Во второй части статьи вводится и обосновывается понятие псевдолиберализации, анализируются различные ее проявления и негативное влияние на сознание и поведение различных социальных групп в обществе, прежде всего на молодежь. Псевдолиберализация рассматривается в качестве превращенной формы либерализма, то есть такого либерализма, который подавляет и разрушает все другие идеологии, мировоззрения и философии общества, культивируя деформированные вне моральные, вне исторические, вне национальные ценности, потребности, интересы, цели и смыслы. В статье обосновывается, что псевдолиберализация (как ложная форма либерализма), на уровне глобальных процессов, своей целью имеет переделку сознания населения в лояльном для капитала и бизнеса направлении, и, в конечном счете, для подчинения человека и общества идеологии большого и сверхбольшого капитала и бизнеса. Социально-деструктивному влиянию псевдолиберализации, по мнению авторов, существенным образом, способствуют процессы глобализации в современном обществе. Пcевдолиберализация (как ложная форма либерализма) обосновывается в качестве культурного фактора глобальной капитализации и западофикации и, в конечном счете, глобального управления миром, его человеческими и природными ресурсами, со стороны западного капитала и его цивилизации.

Ключевые слова


глобализация; глобальный капитализм; глобальная колонизация; либерализация; общество потребления; псевдолиберализация; мировоззрение; социальная деструкция; западофикация; глобальное управление

Литература


Бойков В. Э. Социально-политические ценностные ориентации россиян: содержание и возможности реализации // Социологические исследования. 2010. № 6. С. 27–34.

Еникополов С. Н., Кузнецова Б. Н., Цибульский Н. П., Чудов Н. В. Специфика агрессии в Интернет-среде // Психологический журнал. 2006. № 6. С. 65–72.

Красильников Г. Т. О психической норме и патологии (клиническая лекция) // Вопросы ментальной медицины и экологии. 2007. Т. XIII. № 3. С. 34–40.

Левичева В. Ф. Молодежный Вавилон: Размышления о неформальном движении. М.: Молодая гвардия, 1989. 224 с.

Лысова А. В., Щитов Н. Г. Системы реагирования на домашнее насилие // Социологический журнал. 2003. № 3. С. 99–115.

Олейник А. Н. Издержки и перспективы реформ в России: институциональный подход // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 12 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.imemo.ru/index.php?page_id=685&id=468&jid=465&jj=

Шалаев В. П. Актуальная синергетика. Человек и общество в эпоху глобальных трансформаций: монография. Йошкар-Ола: ПГТУ, 2013. 184 с.

Шалаев В. П. Глобализация, как западофикация и колонизация мира и эпилог западной оси мировой истории // Socio Time. 2015. No 3. C. 50–59.

Шалаев В. П. Мировоззренческо-образовательная западофикация как угроза инновационной безопасности и инновационному развитию России в глобальном мире (философские заметки) // Проблемы социогуманитарного обеспечения инновационных процессов на евразийском пространстве / под ред. В. Е. Лепского. М.: Когито Центр, 2014. С. 132–145.

Шалаев В. П. Человек и общество в глобализированном мире: вызовы, метаморфозы, перспективы. Йошкар-Ола: ПГТУ, 2015. 288 с.

Шалаева С. Л. Деструктивные последствия псевдолиберализации в глобализированном социуме // Конфликты в социальной сфере: материалы IX всероссийской научно-практической и научно-методической конференции. Казань: Изд-во КНИТУ, 2015. 276 с.

Шалаева С. Л. Детство в ситуации постмодерна // Ученые записки Казанского государственного университета. Т. 148. Сер.: Гуманитарные науки. Кн. 1. Казань, 2006. С. 169–182.

Шалаева С. Л. Трансформация межпоколенных отношений в условиях современной глобализации // Конфликтология. 2011. № 1. С. 129–137.

Шалаева С. Л. Мир взрослых и мир детства перед вызовами глобального общества // Регионология. 2009. № 2. С. 258–263.

Шалаева С. Л. Феномен детей Индиго: конструирование мифа или реальность префигуративного общества (социально-философский анализ) // Конфликтология. 2014. № 1. С. 165–175.

Шалаева С. Л., Шалаев В. П. Либеральная (псевдолиберальная) культура как фактор западофикации и управления в глобальном мире // Socio Time. 2015. No 3. C. 112–122.

Юревич А. В. Дар данайцев: феномен свободы в современной России // Вопросы философии. 2010. № 10. С. 17–24.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.