СОЦИАЛЬНАЯ ТОПОЛОГИЯ И БИЗНЕС: КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ТОЧЕК ПЕРЕСЕЧЕНИЯ

В. В. Горшкова, А. А. Мельникова, Е. П. Тонконогая

Аннотация


В настоящий момент общество не существует как единое социальное тело и не подчиняется универсальным законам. Социальный порядок сегодня представляет множество локальных, не сводимых друг к другу пространств. Изучением свойств социальных пространств занимается социальная топология, создавая их классификацию (связность, компактность, размерность областей социальной реальности) и выстраивая топологические конструкции. Конфликт продуцируется соотношением позиций, он заложен в объективных схемах социального пространства и воспроизводится в действиях индивидуальных и коллективных субъектов. Социальное поле в этом контексте есть система позиций, свойства которых зависят от их расположения в этом пространстве и не зависят от субъективных свойств тех, кто занимает их позиции. Однако это не единственный подход в социальной топологии. Еще один акцент в ней ставится на многомерность как внутреннюю и внеш-нюю характеристику (и субъекта, и ситуации взаимодействия), а также (и даже в большей степени) на «изнанку», внутреннюю структуру, а не только ее внешнюю проявленность этой ситуации или характеристик субъекта. При этом четко просле-живается: основной акцент ставится именно на субъектности как предмете анализа. Социальный субъект при этом — своего рода «место» (топос), задающее структуру и границы социальной реальности. В «точке» социального субъекта множество дискурсивных практик социальной действительности вступают в диалог, а отсутствие диалога, конфликтное взаимодействие ведет к утрате целостности субъекта. В статье рассматриваются различные аспекты многомерности российского предпринимательства и их традиционной оппозиции — чиновников, фиксируются конфликтогены. Кроме того, в статье описывается схема активизации стереотипов, говорится о ситуациях межгрупповой напряженности, т. е. скрытого, латентного противостояния двух групп (например, предпринимателей и власти) каждая отстаивает свои интересы, имеет свои потребности и защищает свои ценности. При этом происходит оживление стереотипов (в том числе — ингрупповых и аутгрупповых), их мощь по мере нарастания напряженности до стадии открытого конфликта раз-вивается. В этом смысле стереотипы выступают в качестве бессознательной уста-новки, активно влияющей на участников конфликта. В целом представляется перспективным подход к анализу и разрешению конфликтов в этой сфере предпри-нимательства с позиции социальной топологии, рассматривая не только внешнюю сторону, но и многообразие глубинных мотиваторов, как социально обусловленных (стереотипов, архетипов), так и личностно-значимых.

Ключевые слова


социальная топология; бизнес-конфликтология; стереотипы в бизнесе; предприниматели; чиновники; конфликты в бизнесе

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.