КОММУНИКАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКСПЕРТА-КОНФЛИКТОЛОГА

A. N. Girnyk

Аннотация


В статье рассматриваются особенности деятельности эксперта-конфликтолога. На конкретных примерах демонстрируется важность определения потребностей заказчика экспертизы для правильного выбора целей экспертизы, от которых в дальнейшем зависит содержание и структура работы эксперта-конфликтолога. Описаны некоторые из препятствий, которые могут создавать эксперту лица, вовлеченные в конфликт. Предложены рекомендации по управлению коммуникацией эксперта с респондентами и другими источниками нужной информации. Отмечено, что характер общения эксперта-конфликтолога с людьми, вовлеченными в конфликт не должен привести к ухудшению сложившейся ситуации или к неконтролируемому воздействию на нее, то есть, конфликтолог, подбирая средства и методы исследования, должен руководствоваться принципом минимизации интервенции. Рассмотрена специфика проведения конфликтологической экспертизы ситуации в регионе, а также необходимость непосредственного общения эксперта с заказчиком, как лицом, принимающим решения по воздействию на конфликт, для уточнения задач экспертизы. Предложены этапы работы эксперта, на которые должен ориентироваться конфликтолог. Рассмотрены особенности социологического исследования, сопровождающего конфликтологическую экспертизу ситуации в регионе. Обоснована целесообразность заполнения участниками фокус-групп анкеты до начала группового интервью с целью их повторной фильтрации и получения дополнительной информации. Рассмотрены особенности проведения фокус-группы с местными «лидерами общественного мнения». Отмечена важность сохранения конфиденциальности результатов экспертизы после ее окончания и одновременно возможность с разрешения заказчика опубликовать некоторые результаты экспертизы по завершению определенного периода времени Автор считает целесообразным проведение работы по стандартизации конфликтологической экспертизы, преобразование ее в процедуру, в которой полнота, надежность и точность являются контролируемыми величинами. Коммуникативные аспекты являются ведущими в деятельности эксперта-конфликтолога и, в конечном итоге, обеспечивают успешное проведение экспертизы, начиная от формулировки задач и до их реализации.

Ключевые слова


коммуникация; экспертиза конфликта; цели экспертизы; экспертиза ситуации в регионе

Полный текст:

PDF

Литература


Акофф Р. Искусство решения проблем: пер. с англ. М.: Мир, 1982. 224 с.

Ackoff, R. The Art of Problem Solving. Moscow: Mir, 1989. (In Russ.)

Гірник А.М. Конфліктологічна експертиза: специфіка і принципи // Актуальні проблеми психології. ТІ.: Соціальна психологія. Психологія управління. Організаційна психологія. Киïв, 2002. Ч. 6: 125–128.

Girnyk, A.M. Conflict Expertise: Specifics and Principles, in Current Problems of Psychology, TI.: Social Psychology. Psychology of Management. Organizational Psychology, Kiev, 2002, Issue 6: 125–128.

Гірник А.М. Методика конфліктологічної експертизи ситуації у регіоні // Конфліктологічна експертиза: теорія і методика. Вип. 3. Киïв, 2002.

Girnyk, A.M. Methodology of Conflict Expertise in the Region, in Collected Papers. Conflict Expertise: Theory and Methodology, Issue 3, Kiev, 2002.




DOI: https://doi.org/10.31312/2310-6085-2018-13-4-22-34

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.