ХАБЕРМАС: ЭТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС КАК СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ПУБЛИЧНОЙ СФЕРЫ

V. Y. Perov, V. M. Mikhailova

Аннотация


Согласно Юргену Хабермасу, с конца XIX века государство все более вмешивалось в публичную сферу, лишая ее возможности формировать независимое общественное мнение и размывая ее границы. С размытием контуров публичной сферы была ослаблена вовлеченность людей в решении социальных проблем, а моральные принципы заменились принципами экономической целесообразности или научной доказуемости. При этом характерные для современного общества разрыв с традициями, уменьшение роли религии, кризис ценностей, индивидуализация и мультикультурализация привели к необходимости выработать совместное представление о желаемом направлении развития нового общества. Таким образом, причин для повторного открытия публичной сферы только прибавилось. В статье рассмотрена концепция Ю. Хабермаса, в которой в качестве способа реабилитировать публичную сферу предложен этический дискурс. В этическом дискурсе необремененные целенаправленным государственным или иным влиянием заинтересованные люди на равных позициях из беспристрастной перспективы и следуя принципам моральной аргументации ведут обсуждение социально значимых вопросов. Представители научных кругов сформулировали ряд вопросов и критических замечаний к концепции Хабермаса. Так, были поставлены вопросы о мотивации людей принимать участие в этическом дискурсе и вести себя морально, о месте проведения этического дискурса, о процедуре принятия решений и силе этих решений и т.д. Критический анализ концепции Хабермаса приводит к выводу о ее идеалистичности. В качестве альтернатив концепции этического дискурса в статье приведены две другие концепции. Автор первой из них, Апостолис Папакостас, допускает участие государства в формирование публичной сферы, а авторы второй альтернативной концепции, Рональд Инглхарт и Кристиан Вельцел, движущей силой модернизации публичной сферы считают социально-экономическое развитие. Однако при более внимательном рассмотрении обе концепции так же не в состоянии дать исчерпывающий ответ на вопрос о том, как обеспечить реабилитацию публичной сферы.

Ключевые слова


этика; ценности; публичная сфера; коммуникативное действие; этический дискурс

Полный текст:

PDF

Литература


Чугров С.С. Формирование и эволюция публичности // Социологические исследования. М.: Наука, 2017. № 12: 168–172.

Chugrov, S.S. Formation and evolution of publicity, in Sociological research, Nauka, Moscow, 2017, no. 12: 168–172. (In Russ)

Хабермас Ю. Структурное изменение публичной сферы: Исследования относительно категории буржуазного общества. М.: Весь мир, 2017. 344 c.

Habermas, J. The structural transformation of the public sphere: An inquiry into a category of bourgeois society, Moscow, 2017. (In Russ)

Марков Б.В. Мораль и разум: послесловие // Хабермаса Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2001. 377 с.

Markov, B.V. Moral and mind: Afterword, in Habermas, J. Moral consciousness and communicative action, Nauka, St. Petersburg, 2001. (In Russ)]

Перов В.Ю. Этика дискурса и коммуникативные практики // Коммуникация и образование. Сборник статей / под ред. С. И. Дудника. СПб.: С.-Петерб. ФО, 2004. C.404–417. URL: http://anthropology.ru/ru/text/perov-vyu/etika-diskursa-i-kommunikativnye-praktiki (30.09.2018).

Perov, V.J. Ethics of discourse and communicative practices, in Communication and education. St. Petersburg, 2004: 404–417, URL: http://anthropology.ru/ru/text/perov-vyu/etika-diskursa-i-kommunikativnye-praktiki (30.09.2018) (In Russ)]

Черепанова Т.В. «Неспособность к разговору», или статус публичной сферы в информационном обществе: Х. Арендт, Ю. Хабермас // Известия Уральского Государственного Университета. Серия 3: Общественные науки. Екатеринбург, 2011. Т. 91. № 2: 41–49.

Cherepanova, T.V. «The incapacity for conversation», or the status of the public sphere in the information society: H. Arendt, J. Habermas, in News of the Ural State University. Series 3: Social Sciences. Ekaterinburg, 2011, Vol. 91, no. 2: 41–49. (In Russ)

Марков Б.В. Знаки и люди: антропология межличностной коммуникации. СПб.: Наука, 2011. 667 с.

Markov, B.V. Signs and people: the anthropology of interpersonal communication, Nauka, St.Petersburg, 2011. (In Russ)

Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2001. 377 с.

Habermas, J. Moral consciousness and communicative action, Nauka, St. Petersburg, 2001. (In Russ.)

Хабермас Ю. О прагматическом, этическом и моральном употреблении практического разума // Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции и интервью / oтв. pед. Н. В. Мотрошилова. М.: Academia, 1995. 245 с.

Habermas, J. On the pragmatic, ethical and moral use of practical reason, in Democracy. Reason. Moral. Moscow lectures and interviews, Academia, Moscow, 1995. (In Russ)

Хабермас Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории. СПб.: Наука, 2001. 417 с.

Habermas, J. The inclusion of the Other, Nauka, St. Petersburg, 2001. (In Russ)

Юдин Г.Б. Рецензия на книгу: Хабермас Ю. Структурная трансформация публичной сферы: исследования относительно категории буржуазного общества // Философия. Журнал Высшей Школы Экономики. 2016. Т. 1. № 1: 123–133.

Judin, G.B. Book review: Habermas J. The structural transformation of the public sphere: An inquiry into a category of bourgeois society, in Philosophy. Journal of Higher School of Economics, 2016, Vol. 1, no. 1: 123–133. (In Russ)

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. М.: А ТЕМР, 2006. 944 с.

Ozhegov, S.I., Shvedova, N.Y. Dictionary of the Russian language: 80,000 words and phraseological expressions, Moscow, 2006. (In Russ)

Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. Воронеж: МОДЭК, 1995. 640 с.

Bleyher, V.M., Crook, I.V. The explanatory dictionary of psychiatric terms, Voronezh, 1995. (In Russ)

Йоас Х. Возникновение ценностей. СПб.: Алетейя, 2013. 312 с.

Joas, H. The Genesis of Values, St. Petersburg, 2013. (In Russ)

Мотрошилова Н.В. О лекциях Ю. Хабермаса в Москве и об основных понятиях его концепции // Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции и интервью / oтв. pед. Н. В. Мотрошилова М.: Academia, 1995. 245 с.

Motroshilova, N.V. On the lectures of J. Habermas in Moscow and on the basic concepts of his concept, in Habermas, J. Democracy. Reason. Moral. Moscow lectures and interviews, Academia, Moscow, 1995. (In Russ)

Производительная сила коммуникации. Юрген Хабермас отвечает на вопросы Ханса-Петера Крюгера // Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции и интервью / oтв. pед. Н. В. Мотрошилова. М.: Academia, 1995. 245 с.

The productive power of communication. Jurgen Habermas answers the questions of Hans-Peter Kruger, in Habermas, J. Democracy. Reason. Moral. Moscow lectures and interviews, Academia, Moscow, 1995. (In Russ)

Товмасян Н.Т. Публичная сфера: контуры теоретического образа // Идеи и идеалы. Новосибирск, 2017. № 3(33): 53–64.

Tovmasyan, N.T. Public sphere: the contours of the theoretical image, in Ideas and Ideals, Novosibirsk Technical University, 2017, no. 3(33): 53–64. (In Russ)

Хабермас Ю.Наследие французской революции // Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции и интервью / oтв. pед. Н. В. Мотрошилова. М.: Academia, 1995. 245 с.

Habermas, J. The Legacy of the French Revolution, in Habermas, J. Democracy. Reason. Moral. Moscow lectures and interviews, Academia, Moscow, 1995. (In Russ)]

Папакостас А. Становление цивилизованной публичной сферы: недоверие, доверие и коррупция. М.: ВЦИОМ, 2016. 224 с.

Papakostas, A. Civilizing the public sphere: Distrust, trust and corruption. Moscow, 2016. (In Russ)

Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия: последовательность человеческого развития. М.: Новое издательство, 2011. 464 с.

Inglehart, R., Welzel, K. Modernization, Cultural Change and Democracy: The Human Development Sequence, Moscow, 2011. (In Russ)

Фромм Э. Иметь или быть // Величие и ограниченность теории Фрейда. М.: АСТ, 2000. 448 с.

Fromm, E. To have or to be?, Moscow, 2000. (In Russ)




DOI: https://doi.org/10.31312/2310-6085-2018-13-4-111-129

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.