Ценности глобализированного мира: oбщечеловеческие или обесчеловеченные?

Т. В. Панфилова

Аннотация


Содержание понятия «общечеловеческие ценности» далеко не очевидно. В настоящее время они отождествляются с ценностями либерализма. В советской обществоведческой литературе термин «общечеловеческий» стал употребляться для обозначения некой жизненной основы, общей для всех народов во все времена. Общечеловеческие моральные нормы стали отождествляться с «простыми нормами нравственности». Такого взгляда придерживались не все советские обществоведы. Значительная их часть самоутверждалась за счет заимствования на Западе некоторых идей и изложения их под видом критики буржуазной философии. В результате, с одной стороны, советская читающая публика познакомилась с интересными наработками западных мыслителей; с другой — читателю исподволь прививались либеральные ценности. Либерализм стал рассматриваться как альтернатива социализму, хотя это ложная альтернатива, поскольку как заслуги, так и недостатки того и другого являются исторически преходящими.

Существует опасность того, что освобождение человека от общественных ограничений будет абсолютизировано и выльется в избавление его от общественных отношений, делающих человека человеком. Произойдет атомизация личности, приводящая к негативным последствиям, о которых писали Э. Дюркгейм и Э. Фромм. Идеолог либерализма Ф. Фукуяма в статье «Конец истории?» показал, что либеральная идея исчерпана, а в условиях всеобщего господства западной либеральной демократии окончательно установится потребительское общество, в котором не останется места для духовной культуры. Реакция советских критиков Фукуямы свелась к частичным поправкам его выводов, но не затронула его основоположений. Мыслители прошлого были настроены более критично. О. Шпенглер и А. Тойнби предостерегали от отношения к демократии как к абсолютной ценности. Против абсолютизации свободы предостерегал А. И. Герцен.

Сегодня общечеловеческие (а по сути — либеральные) ценности превратились в ценности глобализации, утратили свое человеческое содержание, оставшись пустыми идеологическими формами. Субъектом глобального мира должно стать обобществившееся человечество, осуществляющее планетарную всемирно-историческую деятельность и относящееся к себе как к ценности.


Ключевые слова


«общечеловеческие» ценности; идеология либерализма; конец истории; ложные альтернативы; права и свободы человека

Полный текст:

PDF

Литература


Герцен А. И. К старому товарищу. Третье письмо // Герцен А. И. Соч.: в 2 т. — Т. 2. — М., 1986.

Данилевский Н. Я. Россия и Европа. — СПб., 1995.

Замошкин Ю. А. «Конец истории»: идеологизм и реализм // Вопросы философии. — 1990. — № 3.

Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — Т. 3.

Тойнби А. Постижение истории. — М., 1991.

Фромм Э. По ту сторону порабощающих нас иллюзий. — М., 2011.

Фромм Э. Революция надежды // Психоанализ и этика. — М., 1993.

Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. — 1990.

Шишкин А. Ф. Человеческая природа и нравственность. — М., 1979.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.