Аннотация
На основе модернистской и постмодернистской методологии предпринята попытка диагностики типа личностных качеств и поведенческих мотивов предпринимателей Республики Татарстан и Республики Марий Эл. Принципы, идеи, подходы и методики модернистской и постмодернистской парадигм применены для обработки, анализа и систематизации данных авторских конкретно-социологических исследований, проведенных в 2009 и 2013 гг. в Татарстане и Марий Эл в форме экспертных опросов. В качестве экспертов выступили специалисты в области истории и теории предпринимательства, а также частно-практикующие бизнесмены названных республик. Применение научно-исследовательского аппарата модернистской и постмодернистской парадигм к диагностике личностных характеристик и внутренних импульсов деловой активности лиц, занимающихся бизнесом в Татарстане и Марий Эл, позволило определить предпринимательский тип личностных качеств и мотивов, преобладающий в региональной предпринимательской среде, как в основном традиционный, ориентированный на материальную рационализацию деловой практики. Особый интерес, с точки зрения прогнозирования ближайших перспектив развития личностных качеств и мотиваций деловой активности предпринимателей Республик Татарстан и Марий Эл, представляют выявленные в ходе первичного анализа мнений и оценок экспертов тенденции эволюции по преимуществу традиционных поведенческих мотивов и личностных качеств представителей делового сообщества в направлении их постепенной трансформации в модернистский тип предпринимательских бизнес-мотиваций и личностных характеристик. Вместе с тем, как показывают результаты экспертных опросов, тенденции к обновлению традиционных личностных качеств и поведенческих мотиваций субъектов предпринимательской активности в обеих республиках выражены весьма слабо, их развитие носит неупорядоченный, неустойчивый, нелинейный, стохастический характер. Это вызывает определенное беспокойство по поводу институционализации в обозримом будущем в Республике Татарстане и Республике Марий Эл предпринимательства формально-рационального типа.
Ключевые слова
предпринимательство; рационализация; материальная рациональность; формальная рациональность; постматериальная рациональность; модернизация; модерн; постмодерн
Литература
Вебер М.Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения. — М.: Прогресс, 1990. — С. 547–643.
Вебер М.Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. — М.: Прогресс, 1990. — С. 644–706.
Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. — М.: Прогресс, 1990. — С. 61–344.
Дюркгейм Э.О разделении общественного труда. — М.: Канон, 1996. — 432 с.
Зомбарт В. Буржуа: этюды по истории духовного развития современного экономического человека. — М.: Наука, 1994. — 448 с.
Инглегарт Р. Модернизация и постмодернизация // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. В. Л. Иноземцева. — М.: Academia, 1999. — С. 261–291.
Кули Чарльз Хортон. Человеческая природа и социальный порядок / Пер. с англ. — М.: Идея-Пресс; Дом интеллектуальной книги, 2000. — 320 с.
Предпринимать // Даль В. Полноценные слова живого великого языка — М., 1990.– Т. 3.– С. 388.
Becker G. P. Through values to social interpretation: essays on social contexts, actions, types and prospects. — Durham, 1950.
Kahn H., Wiener A.The next Thirty Three Years: A Framework for Speculation / Toward the Year 2000: Work in Progress // Daedulus. — Summer, 1967. — P. 716–718.