Д. ЛУКАЧ: ТОЧКА ЗРЕНИЯ ТОТАЛЬНОСТИ КАК ДЕКОНСТРУКЦИЯ КАПИТАЛИЗМА

E. I. Naumova, A. V. Makarin

Аннотация


в статье представлена концепция Д. Лукача, в которой раскрывается концепт революционной тотальности в качестве деконструкции капитализма. Основываясь на законе прибавочной стоимости К. Маркса, Лукач показывает, что расчет общественного необходимого рабочего времени в качестве стандарта оценки труда на производстве является основой рациональной калькуляции, результатом своим имеет сведение категории времени к категории пространства. Это означает, что количество рабочего времени становится эквивалентно количеству произведенного товара, что является источником овеществления человеческого сознания и общественных отношений в целом. Так законы производства обретают объективный, «естественный» характер, распространяясь на все сферы жизни общества, скрывая при этом истину о том, что в основе капиталистической системы лежит насилие. Иррациональность является неотъемлемой частью развития капитализма, при этом она существует в качестве «вытесненной», тогда как рациональность в качестве идеологической формы капитализма манифестирована и укоренена в культуре и жизни общества. Капиталистическая иррациональность заключается в том, что человек не способен увидеть тотальность капитализма и искусственность отведенной ему роли в этой системе, что и задает предпосылки для формирования идеологии капитализма. Неспособность к целостному восприятию действительности, то есть к постижению ее как конкретной тотальности является основой капиталистической идеологии, где всегда есть место случайности, которая дает о себе знать в непредвиденных кризисах и сбоях в функционировании системы. Лукач проблематизирует особый тип субъекта культуры, который находясь между рациональностью и иррациональностью капитализма, способен осознать его насильственную природу и подорвать основы капиталистической культуры. Классовое сознание пролетариата открывает возможность занять точку зрения тотальности, то есть увидеть мир как целое, а не как изолированную, фрагментированную, случайную серию сингулярностей. Осознавший себя как класс пролетариат, оказываясь субъект-объектом истории, способен соединить практику революции и теорию философии как условие радикальных изменений.

Ключевые слова


Лукач; тотальность; овеществление; классовое сознание; пролетариат; марксизм; капитализм

Литература


Лукач Д. История и сознание пролетариата. М.: Левая карта, 2003.

Lukacs, D. History and Class Consciousness, Moscow, 2003. (In Russ.)

Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. М.: Академический проект. 2007.

Baudrillard, J. For a critique of the Political Economy of Sign, Moscow, 2007. (In Russ.)

Гольдман Л. Лукач и Хайдеггер. СПб.: Владимир Даль, 2009.

Goldman, L. Lukacs and Heidegger, St. Petersburg, 2009. (In Russ.)

Негри А. Выступление в Европейском университете. 2014 г. [Negri A. Speech in European University. 2014]. URL: http://www.youtube.com/watch?v=4wmuhCYpc3w (25.10.2019).

Жижек С. Г. Лукач — философ ленинизма // История и классовое сознание. М.: Праксис, 2003.

Zizek, S. “Lukacs — the philosopher of Leninism”, History and Class Consciousness, Praxis, Moscow, 2003. (In Russ.)




DOI: https://doi.org/10.31312/2310-6085-2019-14-4-56-65

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.