Культура и антикультура: конфликтогенное противостояние
Аннотация
Статья мотивирована содержательными культурно-конфликтологическими размышлениями доктора философских наук, Главы Республики Дагестан Р. Абдулатипова на страницах «Российской газеты» о «Культурной повестке России». Авторы, выражая солидарность с Р. Абдулатиповым, конфликтологически развивают данную тему и анализируют основные проблемы противостояния культуры и антикультуры в современной России.
Прежде всего в статье показано, что если культура во всех формах и видах ее проявления (нравственная, эстетическая, политическая, научная, медицинская, педагогическая, физическая, бытовая и т. д.) призвана утверждать идеалы истины, добра, любви и красоты, то антикультура утверждает антиценности ложного, злого, враждебного и безобразного. И сегодня, наблюдая за более чем 25-летним периодом существования «новой России», можно видеть явное проявление этих антиценностей: коррупцию, криминал, деградацию системы образования, чиновничий произвол, имиджевый гомосексуализм и брендовую порнографию, примитивную эстраду с «фабриками звезд» и т. д.
С точки зрения авторов, анализ всех видов, типов и форм проявления социальных конфликтов в истории человеческого общества и в современности дает все основания рассматривать их как модификации противостояния культуры и антикультуры. Борьба на основе противоположности культуры и антикультуры — это основное внутреннее противоречие человеческого общества, демонстрирующее доминирование, победу или культуры или антикультуры.
При этом авторы считают особенно важным и необходимым иметь в виду, что не только создателем культуры во всех ее видах и типах, но и тем, кто осуществляет все функции исторической социодинамики культуры (хранение, реставрация, тиражирование, воспроизводство, трансляция, реконструкция и т. д.) является народ, выступающий как субъект. Отсюда следует тот принципиально важный вывод, что поскольку деньги и средства производства — как «мертвый, овеществленный капитал» — не могут создавать культуру и обеспечивать ее социодинамику, то для формирования и развития необходимой культуры нужен «живой труд», «живая сила» настоящих, а не показных деятелей, т. е. народа.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Абдулатипов Р. Культурная повестка России // Российская газета. — 15 января 2014 г.
Антропономия — интегральная наука о человеке. — Н. Новгород: Новация, 2010.
Зеленов Л. А. Историческая логика эстетики (биография эстетических идей). — Н. Новгород: ННГАСУ, 2002.
Зеленов Л. А., Балакшин А. С., Владимиров А. А. Философия культуры. — Н. Нов-город: НГТУ, 2013. — 600 с.
Каган М. С.Лекции по марксистско-ленинской эстетике. — Л.: ЛГУ, 1971.
Колесова Л. А.Аксиологический анализ негативных феноменов Нижегородской ярмарки в 19–20 вв. — Н. Новгород: ННГАСУ, 2007.
Лосев А. Ф.Эстетика Возрождения. — М.: Мысль, 1978.
Мера человека. — Н. Новгород: ННГАСУ, 2009.
Моль А.Социодинамика культуры. — М.: Прогресс, 1966.
Степанов Е. И.Роль конфликтологии в обеспечении безопасности и устойчивого развития России и ее регионов // Конфликтология. — 2004. № 1.
Христиансен Б.Философия искусства. — СПб.: Шиповник, 1911.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.