Синдром эмоционального выгорания педагогов — источник конфликтов в образовательной среде

Л. В. Ножичкина

Аннотация


В статье предпринята попытка раскрыть причины конфликтов в современной школе через анализ состояния психологического здоровья участников межличностного взаимодействия. Автор рассматривает синдром эмоционального выгорания педагогов как источник конфликтов в образовательной среде и социуме. Конфликт в образовательном пространстве рассматривается автором как риск процесса модернизации в современном российском образовании. Статья содержит описание результатов исследования синдрома эмоционального выгорания педагогов образовательных организаций. Сформулированы основные причины конфликтов в процессе межличностного взаимодействия в среде «человек-человек». Описан механизм возможной реабилитации педагогов, имеющих синдром эмоционального выгорания в процессе групповой арт-терапии с целью снижения риска возникновения конфликтов в современной школе.

Ключевые слова


причины конфликтов в современной образовательной среде; синдром эмоционального выгорания педагогов; виды конфликтов в современной школе; конфликтологическая составляющая процесса взаимодействия образовательной организации и социума

Полный текст:

PDF

Литература


Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. — М.: Гуманит. изд; центр ВЛАДОС, 2003. — 208 с.

Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Значение, предмет и задачи конфликтологии // Конфликтология. — М.: ЮНИТИ, 1999. — 551 с.

Баныкина С. В., Степанов Е. И.СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА: конфликтологический мониторинг и менеджмент. — М., 1999. — 296 с.

Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С.Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2009. — 336 с.

Грановская Р. М. Творчество и конфликт в зеркале психологии. — СПб.: Речь, 2006. — 416 с.

Ножичкина Л. В. Исследование особенностей нарушений эмоциональной сферы педагогов, проходящих обучение на курсах повышения квалификации // Актуальные проблемы развития науки и образования: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 апреля 2013 г.:

в 6 ч. Ч. V. — М.: АР-Консалт, 2013 г. — 154 с.

Ножичкина Л. В. Синдром эмоционального выгорания педагогов: проблемы и способы коррекции // Среднее профессиональное образование. — 2009. № 6. — С. 66–69.

Романова Е. А.Герменевтические основания арт-терапии как культурной практи-ки: дисс. ... канд. филос. наук: 09.00.13. — Владивосток, 2005. — 187 с.

Степанов Е. И.Современная конфликтология. Общие подходы к моделированию, мониторингу и менеджменту социальных конфликтов. Учебное пособие. — М.: Стара Загора, 2004.

I. Шалагинова К. С.Возрастание рисков в современном образовательном пространстве // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. — 2011. N 3. — http://ppip.idnk.ru

II. http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201302102


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.