Прикладные технологии педагогической конфликтологии: peer mediation

А. Г. Пинкевич, А. Н. Сунами

Аннотация


Современная школа является пространством конфликта. Кондиции современного российского общества накладывают свой отпечаток на протекание конфликтных взаимодействий участников учебно-воспитательного процесса, делая их до крайности обостренными. Теоретико-прикладные модели управления конфликтами в школе разрабатываются в рамках педагогической конфликтологии. Концепция конфликтологической культуры специалиста Н. В. Самсоновой, дидактическая система проблемно-развивающего обучения О. С. Гребенюка, педагогическая конфликтология С. В. Баныкиной заложили теоретические основы отечественных конфликтологических исследований современной школы. Следующим этапом должна стать разработка прикладных технологий управления школьными конфликтами. Имеющийся зарубежный опыт предлагает несколько технологий, из которых наибольший интерес вызывает метод «peer mediation». В статье последовательно рассматриваются методологические основания peer mediation как способа управления конфликтами в школе, основанного на методе взаимопомощи сверстников, анализируется зарубежный опыт реализации программ peer mediation в учебных заведениях, исследуются основные элементы peer mediation, обосновывается высокая эффективность данной технологии для разрешения школьных конфликтов. Обобщая имеющийся практический опыт, авторы делают вывод о необходимости применения данной технологии для снижения уровня конфликтности современной российской школы, а также для формирования у школьников навыков конструктивного социального общения.

Ключевые слова


конфликты в школе; педагогическая конфликтология; управление конфликтами в школе; формирование у школьников навыков конструктивного общения

Полный текст:

PDF

Литература


Баныкина С. В.Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира. — М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 592 с.

Врачинская Т. В. Периодизация исторического развития отечественной педагогической конфликтологии // Ярославский педагогический вестник. — 2011. — Т. 2. — № 2.

Гребенюк О. С.Общая педагогика. — Калининград:Калинингр. ун-т, 1996. — 107 с.

Самсонова Н. В. Конфликтологическая культура специалиста и технология ее формирования в системе вузовского образования: Монография. — Калининград: Изд-во КГУ, 2002. — 308 с.

Устинова Т. И., Гребенкин Е. В., Никитина З. В.Школьная служба примирения: от идеи к действиям // Педагогическое обозрение. — 2010. — № 10 (107).

Школьные службы примирения. Методы, исследования, процедуры. Сборник материалов / Сост. и отв. ред. Н. Л. Хананашвили. — М: Фонд«Новая Евразия», 2012. — 90 с.

Araki C.Dispute management in the schools // Mediation Quarterly. — 1990. — № 8. — Р. 51–62.

Bell S., Coleman J., Anderson A., Whelan J., Wilder C.The effectiveness of peer mediation in a low-SES rural elementary school // Psychology in the Schools. — 2000. — № 37 (6). — Р. 16–505.

Benson A. J., Benson J. M.Peer mediation: Conflict resolution in schools // Journal of School Psychology. — 1993. — № 31. — Р. 427–430.

Cowie H., Sharp S.Peer CounselLing in Schools. — London: David Fulton Publishers, 1996. — 72 р.

Cremin H.Peer mediation: Citizenship And Social Inclusion Revisited. — Maidenhead (England); New York: Open University Press, 2007. — 169 p.

Cremin H.Pupils resolving disputes: successful peer mediation schemes share their secrets // Support for Learning. — 2002. — № 17 (3). — Р. 42–138.

Curwin R.A humane approach to reducing violence in schools // Educational Leadership. — 1995. — № 52 (5). — Р. 5–72.

Daunic A. P., Smith S. W., Robinson R., Miller M. D., Landry K. L.School-wide conflict resolution and peer mediation programs: experience in three middle schools // Intervention in School and Clinic. — 2000. — Vol. 36, № 2. — Р. 94–100.

Deutsch M.Constructive conflict resolution: Principles, training, and research // Journal of Social Issues. — 1994. — № 50. — Р. 13–32.

Deutsch M. The resolution of conflict. — New Haven, CT: Yale University Press, 1973. — 420 с.

Flecknoe M.What does anyone know about peer mediation? // Improving Schools. — 2005. — № 8. — Р. 221–235.

Girard K., Koch S. J.Conflict resolution in the schools: A manual for educators. — San Francisco: Jossey-Bass, 1996. — 224 c.

Hart S., Hodson V. K.The Compassionate Classroom: Relationship Based Teaching and Learning. — San Francisco (CA): PuddleDancer, 2004. — 208 с.

Johnson D. W., Johnson R. T.Conflict resolution and peer mediation programs in elementary and secondary schools: a review of the Research // Review of Educational Research. — 1996. — № 66. — Р. 459–506.

Jones T., Carlin D. Philadelphia peer mediation program: Report for 1992–1994 period. — Philadelphia: Good Shepherd Neighborhood House and the Office of Desegregation of the Philadelphia Public School District, 1994.

MacDonald I., da Costa J.Reframing the meaning of school violence: Perceptions of Alberta junior high school students // Paper presented at the Annual Meeting of the American Educational Research Association. — New York, 1996.

McNamara K.«Say NO to bullying!»: a message from your peers // Pastoral Care in Education. — 1996. — №14 (2). — Р. 16–20.

Schrumpf E, Crawford D., Usadel H. C. Peer mediation: Conflict resolution in the schools. — Champaign, IL: Research Press, 1991.

Topping K.Reaching where adults cannot: peer education and peer counseling // Educational Psychology in Practice. — 1996. — № 11(4). — Р. 23–29.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.