CОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ КООРДИНАТЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: РОССИЙСКИЙ КЕЙС

А. В. Алейников, Д. А. Мальцева, О. Д. Сафонова

Аннотация


В статье рассматриваются ценностные основания предпринимательской деятельности в России, раскрывается национальная специфика взаимодействия государства и бизнеса. В этой связи анализируются каузальные механизмы и социокультурные предпосылки структурных деформаций классических форм предпринимательства в российском обществе, стереотипы артикуляции политико-этических обоснований предпринимательством экономических стратегий в их взаимосвязи с особенностями национального человеческого капитала. Основываясь на методологических предпосылках концепции У. Баумоля, авторы описывают закономерности трансформации предпринимательских ценностей, обращая особое внимание на социокультурные и политические факторы развития производительного, непроизводительного и деструктивного (разрушительного) предпринимательства в современной России. Производительное предпринимательство развивается за счет генерирования инновационной ренты, непроизводительное — получает прибыль за счет перераспределения государственной казны и активов, а деструктивное — за счет использования политическими субъектами своих возможностей для принуждения предпринимателей к выплате политической ренты. На исторических примерах продемонстрирована роль частного русского капитала в создании непроизводительной для общества системы «политического рентоискательства» и создания политических преференций для реализации экономических интересов. Фокус статьи сконцентрирован также на исследовании корреляции ценностных установок российского бизнеса с ресурсно-ориентированной экономикой и особенностями российского политического режима, историко-культурный контекст политических дискурсов субъектов российского предпринимательства, создающего, устанавливающего или навязывающего правила и нормы не только экономического, но и политического, социального, правового поведения. Раскрыты манифестируемые ценности смыслы и политико-этического обоснования российским бизнесом повседневных экономических практик и их перемещения в сферу политического, декодируются исторические формы выражения политических позиций предпринимательством. С другой стороны, в статье анализируются политические механизмы конструирования государством институционального дизайна предпринимательства и управления им.

Ключевые слова


власть; предпринимательство; политическое доминирование; ценности; политические стратегии; социокультурные факторы

Литература


Pinkevich, A., Aleinikov, A., Osipov, I. “Models and Strategies of Conflict Interaction Between Business and Authorities in Transition Societies: The Case of Russia”, Studies of Transition States and Societies, 2016, no. 1: 5–19.

Алейников А.В., Осипов И.Д., Пинкевич А.Г. Социокультурные механизмы воспроизводства конфликтов власти и предпринимательства в России // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 17: Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение. 2014. № 4: 90–104. Aleinikov, A.V, Osipov, I.D., Pinkevich, A.G. “Sociocultural mechanisms of power and business conflicts reproduction in Russia”, Vestnik of St. Petersburg University, Series 17: Philosophy. Conflictology. Culturology. Religious Studies, 2014, no. 4: 90–104. (In Russ.)

Баумоль У. Предпринимательство: производительное, непроизводительное деструктивное // Российский журнал менеджмента. 2013, Т. 11: 61–84.

Baumol,W. “Entrepreneurship: Productive, unproductive, and destructive”, Russian Management Journal, 2013, no. 11: 61–84. (In Russ.)

Социокультурные особенности российской модернизации: материалы круглого стола. М.: Экон-Информ, 2009.

Socio-cultural features of Russian modernization: materials of the round table, Moscow, 2009. (In Russ.)

Ландес Д. Культура объясняет почти все // Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу / Под ред. Л. Харрисона, С. Хантингтона. М.: Московская школа политических исследований, 2002.

Landes, D. “Culture explains almost everything”, Harrison, L., Huntington, S. (eds.) Culture Matters: How Values Shape Human Progress, Moscow, 2002. (In Russ.)

Луман Н. Дифференциация. М.: Логос, 2006.

Luhmann, N. Differentiation, Moscow, 2006. (In Russ.)

Перегудов С. Кризис корпоративной модели российского бизнеса // Мировая экономика и международные отношения. 2010, № 5: 32–43.

Peregudov, S. “Crisis of the corporate model of russian business”, World economy and international relations, 2010, no. 5: 32–43. (In Russ.)

Олейник А.Н. Власть и рынок: Система социально-экономического господства в России «нулевых» годов. М.: РОССПЭН, 2011.

Oleinik, A.N. Power and the Market: The system of socio-economic domination in Russia in the 2000s, Moscow, 2011. (In Russ.)

Норд Д., Уоллис Д., Вайнгаст Б. Насилие и социальные порядки. Концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества. М.: Изд-во Института Гайдара, 2011.

North, D., Wallis J., Weingast, B. Violence and Social Orders A Conceptual Framework for Interpreting Recorded Human History, Moscow, 2011. (In Russ.)

Афанасьев М.Н. Клиентелизм и российская государственность. М.: Московский общественный научный фонд, 2000.

Afanasyev, M.N. Clientelism and Russian Statehood, Moscow, 2000. (In Russ.)

Лукин А.В., Лукин П.В. Экономическая политика в постсоветской России и российская история // Полис. 2011. № 4: 20–40.

Lukin, A.V., Lukin, P.V. “Economic Policy in Post-Soviet Russia and Russian History”, Polis, 2011, no. 4: 20–40. (In Russ.)

Радаев В.В. Два корня российского предпринимательства: фрагменты истории // Мир России.1995. № 1: 159–179.

Radaev, V.V. “Two Roots of Russian Entrepreneurship: Fragments of History”, Universe of Russia, 1995, no. 1: 159–179. (In Russ.)

Кордонский С.Г. Ресурсное государство. М.: REGNUM, 2007.

Kordonsky, S.G. Resource State, Moscow, 2007. (In Russ.)

Яковлев А.А. Эволюция стратегий взаимодействия бизнеса и власти в российской экономике // Российский журнал менеджмента. 2005. № 1: 27–52 .

Yakovlev, A.A. “Evolution of strategies of interaction of business and power in the Russian economy”, Russian Management Journal, 2005, no. 1: 27–52. (In Russ.)

Алейников А.В. «Не должно никому мешать честным образом доставать свой хлеб»: к 240-летию манифеста о свободе предпринимательства Екатерины II // Право и политика.2015. № 7: 991–998.

Aleinikov, A.V. “ ‘It should not bother anyone to honestly get their bread’: to the 240th anniversary of the manifesto on freedom of entrepreneurship of Catherine II”, Law and Politics, 2015, no. 7: 991–998. (In Russ.)




DOI: https://doi.org/10.31312/10.31312/2310-6085-2021-16-1-66-75

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.