Методология прогнозирования рисков инновационного развития в сфере образования: проблемы и пути решения

И. Ю. Синельников

Аннотация


Статья посвящена вопросу прогнозирования рисков инновационного развития образовательных систем в условиях модернизации российского образования. На основе анализа документов государственной образовательной политики, научной литературы и более 150 программ развития образовательных учреждений России автором выявлен ряд тенденций и методологических проблем. В качестве тенденций отмечены: замедленность осознания субъектами образовательной сферы необходимости прогнозирования рисков инновационного развития; отсутствие единых подходов и требований к стратегическому планированию деятельности образовательных учреждений. Результатом отмеченных тенденций является ситуация, когда удачные примеры антирискового прогнозирования, представленные в федеральных и региональных программах развития образования, не получили массового распространения, не вошли в повседневную практику органов управления образованием и образовательных учреждений. Указывая на необходимость инициирования на всех уровнях образовательной сферы работы по созданию качественно новых документов стратегического планирования, среди причин, тормозящих данный процесс, автор отметил недостаточную методологическую разработанность антирисковой проблематики. В качестве основных методологических проблем прогнозирования рисков, до сих пор не решенных, ни в рамках общей теории риска, ни в рамках педагогической рискологии, были выделены: отсутствие единого, общепринятого научного понимания термина «риск» и отсутствие единого подхода к классификации рисков. По итогам анализа конкретных проявлений отмеченных методологических проблем автором были сформулированы определения, раскрывающие сущность понятий «риск», «факторы риска», «рисковая деятельность», а также предложены конкретные варианты реализации комплексного подхода к классификации и описанию рисков инновационного развития субъектов образовательной сферы в условиях ее модернизации.

Ключевые слова


риск; факторы риска; образование; инновационное развитие; модернизация; прогноз; комплексная методология; классификация

Полный текст:

PDF

Литература


Абрамова И. Г. Педагогическая рискология: монография. СПб.: Образование, 1995.

Блохин А. А., Монахов С. В. Риски введения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения» / А.А. Блохин, [Текст] // Педагогика. 2009. № 4.

Грисюк С. В. Рискология: на пути к общей теории // Ученые записки Академии экономики и права. 2009. № 2. С. 84–93.

Завальная М. Л. Управление рисками в условии инновационной деятельности образовательного учреждения // Опытно-экспериментальная деятельность образовательных учреждений как фактор развития региональной системы образования: 3-я Областная научно-практическая конференция, 13 марта 2008 г.: в 2 ч. Омск, 2008. Ч. 1. С. 32–35.

Зубок Ю. А. Риск в сфере образования молодежи: институциональные и саморегуляционные механизмы управления // Вопросы образования. 2008. № 4. С. 31–55.

Ильяшенко Е. Г. Педагогическая рискология: рискологические аспекты введения профильного обучения в общеобразовательной школе. Программа курса. // Труды

кафедры педагогики Академии социального управления / Ред.-сост. Г. Б. Корнетов. Вып. 2. М.: Золотая буква, 2005.

Карманова С. В., Цыбина А. В. Управление рисками в системах менеджмента качества образовательных учреждений // Научные исследования и инновации. 2010. № 3 (Т. 4). С. 121–127.

Кокорева О. Г. Регулирование рисков в образовательных стратегиях // Фундаментальные исследования. 2009. № 1. С. 73–74.

Костюкова Т. П., Лысенко И. А. Система управления рисками в образовательной деятельности — непременная часть менеджмента качества // Информационная среда вуза XXI века: 3-я Международная научно-практическая конференция.

Петрозаводск, 2009.

Костюкова Т. П., Лысенко И. А. Модель управления рисками образовательного учреждения // Информационно-управляющие системы. 2011. № 2 (51). С. 73–76.

Лактионова Е. Б. Основные подходы к проблеме рисков в образовательной // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 52. С. 41–53.

Личность в группах риска: компаративный анализ (материалы круглого стола) // Известия Саратовского университета. 2009. Т. 9. Серия «Философия. Психология.

Педагогика». Вып. 1. Хроника научной жизни. С. 122–127.

Петрова Л. И. Основы управления педагогическими системами: учебное пособие для вузов. Ростов н/Д., 2008. 349 с.

Синельников И. Ю. Образовательная инициатива «Наша новая школа»: основные ориентиры и потенциальные риски // Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: новые функции и компетенции. Материалы межрегиональной научно-практической конференции (22 апреля 2010 г., г. Рязань). Рязань, 2010. С. 25–30.

Синельников И. Ю. Преемственность ценностей и идеалов в воспитательной идеологии новой школы: возможности и риски // Направления развития воспитания в контексте реализации инициативы «Наша новая школа»: Материалы Международной научно-практической конференции (28–29 марта 2013 г.). М., 2013. С. 73–78.

Синельников И. Ю., Микляева Н. В. О пользе соломы, или Риски введения стандарта дошкольного образования // Современный детский сад. 2013. № 7. С. 13–18.

Соложнин А. В. Управление рисками в образовании // Народное образование. 2010. № 7. С. 94–99.

Феденко Л. Н. ФГОС как механизм проектирования образовательного потенциала страны // Просвещение. Выпуск 27. 2009, декабрь. С. 2.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 792-р)

[Электронный ресурс] // Сайт Минобрнауки РФ. — URL: минобрнауки.рф/документы/2882/файл/1406/12.11.22-Госпрограмма-Развитие_образования_2013-2020.pdf

Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012–2016 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование») [Электронный ресурс] // Сайт Департамента образования г. Москвы. — URL:

http://www.educom.ru/ru/documents/target_grant/razrab/

Горохов С. Доклад на тему «Минимизация рисков перехода на ФГОС. Мониторинг введения ФГОС НОО» (октябрь 2011) / С. Горохов [Электронный ресурс] // Сайт Инновационной образовательной сети «Эврика». — URL: http://www.eurekanet.ru/ewww/info/15650.html

Еремеева В. Д. Риски школьной неуспешности / В. Д. Еремеева [Электронный ресурс] // Материалы научно-практической конференции «Успешный ученик. Проблемы дифференцированного обучения»: Санкт-Петербургская академия последипломного педагогического образования. — СПб., 2006 // Сайт «Первое сентября». — URL: http://ps.1september.ru/article.php?ID=200601016

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (утверждена приказом Министерства образования № 393 от 11.02.2002) [Электронный ресурс] // Российское образование. Федеральный образовательный портал: нормативные документы. — URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/393.html

Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2005 года № 1340-р) [Электронный ресурс] // Сайт Минобрнауки РФ. — URL: http://www.ed.gov.ru/ntp/fp/fcpro2006/

Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы (утверждена Распоряжением правительства Российской федерации от 7 февраля 2011 г. № 163-р) [Электронный ресурс] // Информационно-правовой

портал «Гарант». — URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070647/

Концепция Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 годы (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 7 апреля 2008 г. № 440-р) [Электронный ресурс] // Сайт

Минобрнауки РФ. — URL:http://mon.gov.ru/dok/prav/nti/4620

Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Личностное развитие специалиста в условиях вузовского обучения» 25–27 октября 2005 года [Электронный ресурс]: г.Тольятти — Тольяттинский государственный университет. — URL: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200502407

Мониторинг введения федерального государственного образовательного стандарта начального образования. М., 2007 [Электронный ресурс] // Сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт». — URL: http://standart.edu.ru/

attachment.aspx?id=100

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Указом Президента РФ 04.02. 2010 г. Пр-271) [Электронный ресурс] // Сайт Минобрнауки РФ. — URL: http://old.mon.gov.ru/dok/akt/6591/

Описание социально-экономических и политических рисков введения стандартов общего образования второго поколения: Аналитический материал. М., 2008 [Электронный ресурс] // Сайт «Федеральный государственный образовательный

стандарт». — URL: http://standart.edu.ru/attachment.aspx?id=101

Отличия программы развития ОУ от образовательной программы ОУ [Электронный ресурс] // Западное окружное управление образования Департамента образования г. Москвы (Методический центр). — URL: http://omczo.org/publ/344-1-0-1456

Практические рекомендации по разработке программы развития образовательного учреждения на 2012–2016 гг. [Электронный ресурс] // ГБОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов г. Москвы методический центр Юго-Восточного

окружного управления образования Департамента образования г. Москвы. — URL: http://www.nmcuv.org/index.php?option=com_content&view=article&id=1408%3A--2012-2016-&catid=1%3Alatest-news&Itemid=1

Программа развития Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» на период 2009–2015 гг. и до 2020 г. [Электронный ресурс]. — URL: http://strategy.hse.ru/program20

Программа стратегического развития Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) на 2012–2016 гг. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.rsuh.ru/information/strategic-dev-rggu/

Программа развития АОУ ВПО «Южный федеральный университет» на 2011–2021 гг. [Электронный ресурс]. — URL: http://sfedu.ru/00_main_2010/main_context.shtml?about/doc

Риски введения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования: Аналитический обзор // Приложение 5 к Проекту ФГОС под

ред. А. М. Кондакова и А. А. Кузнецова. М., 2009. [Электронный ресурс]. — URL: http://oirvi.webasyst.net/files/20fe2e7e/ZmlsZT1ORGM9&W=FL


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.