Рецензия — комментарий на книгу Владимира Шинкарёва «Митьки»

Автор: Иванова Елена Никитична, составитель: Коротаев Дмитрий Валентинович

 

ВЗЫСКУЯ СОБОРНОСТИ

«Все у нас было весело и навсегда:

котельная, водка, советская власть…»

В. Шинкарев

 

 

 

На фото: на встрече Митьков в кафе Сайгон: Алина Тулякова, Владимир Шинкарёв, Олег Гаркуша, Дмитрий Шагин, 1989 г.

Согласившись кратко рассказать о книге Владимира Шинкарева «Митьки», я представляла эту задачу совершенно иначе, чем после ее прочтения. Исходя из своего представления об этом культурном явлении, я полагала найти в книге и отразить особенности «обаятельного национального типа» и его воздействия на зрителей. Несомненно, все это в книге есть, и гораздо богаче, чем я ожидала. Конечно, я и не думала, что мифология митьков содержит лишь «детский азарт хиппования» (здесь и далее стараюсь цитировать автора, чтобы сохранить колоритную и изменчивую атмосферу книги). Несомненно, в самом заголовке, где наряду с достижениями и материалами движения упоминался «конец митьков», содержалась интрига, которую хотелось вскрыть и понять.

Книга оказалась гораздо многограннее, глубже и сложнее, при этом увлекательнее и непредсказуемее. Автору удается вновь и вновь создавать настроение триллера, в хорошем смысле слова нагнетать напряжение, которое нередко разрешается неожиданным и смешным образом, а иногда заставляет задуматься всерьез.

Когда я взяла книгу «Митьки» в руки, то первым движением было полистать ее и найти иллюстрации, ведь речи идет об объединении художников. Отсутствие «картинок» вначале даже слегка разочаровало, тем более, что существуют издания прежних версий «Митьков» с превосходной графикой Флоренского. Но, дочитав книгу до конца, поняла, что по-другому и быть не могло. Ее текст не является описанием, толкованием митьковских живописных произведений, цель автора совсем иная, более драматичная и требовательная, и есть необходимая логика именно такого выстраивания пространства книги. Надо сказать, что вербальный образ писателя после завершения прочтения приходит в гармоничное соответствие с его образом как художника, автора удивительно тонких и точных в своей недосказанности, напрямую проникающих в душу живописных работ. 

Стиль автора многократно меняется от материала к материалу. В первом разделе с бесшабашным юмором представлены мифология, язык, «организационная культура» митьков, порой эпатажные, порой пронзительно душевные обычаи, обряды, ритуалы. Возникает много ассоциаций и с национальным образом Иванушки-дурачка, и с Козьмой Прутковым, с Венечкой Ерофеевым, и с абсурдистскими произведениями, в частности, Хармса, рассказами Зощенко и многими другими. И эти имена всплывают в авторском изложении наряду с упоминаниями Пушкина, шекспировских героев, Маяковского, отечественных и зарубежных философов и большого количества других деятелей мировой культуры, создавая остроумные ситуации.

Органично вписываются и Шопенгауэр, и Битлз, и Варлам Шаламов, и Савонарола, и даже Елена Молоховец с ее кулинарной книгой, особенно, как указывает автор, ее раздел «Водки разные». Митьковский «цитатник» составляет своего рода «секретный метафорический язык», который создает не только комический эффект, но и ощущение «своего», «братка». По мере чтения книги, осваивая его все больше, я ощутила нарастающее удовольствие от понимания между строк, с полуцитаты смысла и эмоционального содержания взаимодействия, «прислонившись спиной к грязной тельняшке митька».

Конечно, многие упоминания об именах и событиях дней минувших не вызовут автоматически столь яркого и теплого душевного отклика, не будут столь неотразимо смешными для нынешних молодых, как это происходит у ностальгирующих ровесников митьков, у меня, например. Я уже перестала удивляться, что студенты, например, не только не знают, кто такие Дон Кихот, Хозе и Кармен, но и не видели «Белое солнце пустыни», «Место встречи изменить нельзя» и многое-многое другое. 

Тем более важно, что остроумная фантасмагория первой части может стать вызовом, побуждающим соприкоснуться с культурными основами российской культуры, неотрывной от мировой. Звучит, пожалуй, громко, но вполне соответствует мифологической миссии митьков.

Сам Владимир Шинкарев разделяет написанное им на дилетантское, то есть истинное творчество «для себя», и профессиональное. Раздел «Материалы к истории движения» он относит ко второй категории.

В этих частях книги мы встречаемся с разнообразными материалами, среди которых комментарии к митьковскому толковому букварю, тексты для каталогов выставок и альбомов, публикации в «Митьки-газете», в частности, «Вторая окончательная система мироздания». Здесь можно найти составы групп петербургского, московского, зарубежного, молодежного отделов митьков, а также списки искусствоведов и искусствоведушков, музыкантов, литературного отдела и так далее. Причем среди них можно видеть не только Гребенщикова и Цоя, но и Моцарта, Пушкина и других.

Автор то более серьезен, то откровенно ироничен, чаще всего, по-доброму, но в любом случае остроумен и содержателен. Во многих материалах он занят глубоким анализом искусствоведческих, философских, социальных вопросов творчества и бытия. Нередко Владимир Шинкарев афористичен, многие из его высказываний стоит запомнить.

Например, меня восхитила «Похвала котельной», где легко, иронично и глубоко рассматриваются причины и смыслы ухода многих деятелей культуры андеграунда в прямом смысле слова на работу в котельных. Он видит сакральный смысл в котельной как в потерянном рае, подчеркивает «радость неотчужденного труда». Автор выводит аналогию между тем, как художник отходит от мольберта, чтобы вглядеться в написанное, с тем, что режим «сутки через трое» дает возможность «оглядеть свою жизнь, творчество, любовь».

Мы встречаемся в этом разделе и с публикацией Баринова, который дает очень резкую характеристику митькам, в том числе Владимиру Шинкареву. Последний оправдывает включение этого текста нравственным долгом перед умершим товарищем. Впоследствии это оказывается мистификацией, но имеющий глубокий, вполне соответствующий по трагизму смысл. Оставлю интригу, не буду раскрывать детали, тем более, что сам автор сделал это практически только в конце книги.

Здесь много других материалов, среди который и эссе о 20 видах водки, и история о том, как многие митьки, включая автора, бросили пить, рассказы о зарубежных поездках, и многое другое. Кстати, удивительно для меня неожиданно автор рассказывает пронзительно поэтично историю о своем состоянии и мышлении, когда он случайно пригубил водку вместо воды, что могло привести к срыву в зависимость.

Пожалуй, стоит оставить читателю узнать все это самому, поскольку гораздо интереснее и авторитетнее рассказывает об этом Владимир Шинкарев. Причем захватывающе, интригующе и остроумно. Подкупает также, что автор реально приводит не только свои впечатления и мнения, но и использует публикации или обширные цитаты из интересных и острых статей других авторов, далеко не всегда благосклонных к митькам или непосредственно к Шинкареву.

Пожалуй, самая драматичная и очевидно болезненная для автора часть книги – это раздел «Конец митьков». Владимир Шинкарев рассматривает зарождение движения, его развитие и расцвет, кризис фазы расцвета и последующий упадок, переход от «православной разновидности хиппи» к «коммерческому ширпотребу». Можно соглашаться или не соглашаться с авторской трактовкой событий, во всяком случае, его подход выглядит честным и искренним. Он приводит разные точки зрения и старается обосновать свое мнение и отношение к произошедшему фактическими материалами.

Надо сказать, что именно эта часть не только бередит душу и вызывает многочисленные ассоциации с событиями собственной жизни. Мне видится, что многим читателям этот анализ перипетий отношений в команде митьков, трансформации характеров участников движения, динамика содержания и структуры власти также будет важен и интересен как в теоретическом, так и в практическом ключе. Эта часть также самая насыщенная и интересная с конфликтологической точки зрения. 

Мы видим здесь различные факторы, как объективные, так и субъективные, которые привели к эскалации конфликта и разрыву отношений, доведя стороны до состояния врагов. «Игра стала предприятием», участники «перестали радоваться успехам друг друга».

Хочется отметить отсутствие примитивности и пошлости в рассмотрении автором этих в прямом смысле слова душераздирающих событий, достойных драматичного сериала (да простит меня автор). Персонажи остаются живыми людьми, с их добрыми и не очень сторонами, ошибками и попытками их исправить, нередко приводящими к усугублению положения. И главный оппонент автора «снится [ему] иногда веселый и хороший, такой, как раньше». И времена, когда «мужчины, выдающиеся по уму, образованию и опыту жизни…здесь принадлежали только друзьям».

Чтение книги Владимира Шинкарева не оставляет равнодушным. Она веселит, провоцирует, поднимает бурю чувств, побуждает взглянуть на свою жизнь и взаимодействие с другими, не теряя чувства юмора, осознать барьеры и возможности и двигаться вперед.

Работы художника Владимира Шинкарёва:

 

 

 

 

 

 

 

 

На фото: Владимир Шинкарёв и Виктор Тихомиров

 


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Сетевое издание "Конфликтология" зарегистрировано в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77-58529 от 04.07.2014.

Официальный домен издания CONFLICTOLOGY.RU

В настоящее время происходит процесс перерегистрации издания в Роскомнадзоре в связи со сменой учредителя.

Учредителем сетевого издания "Конфликтология" является АНО ДПО Институт мира и исследования конфликтов.

 

Все издания на ЛитРес: