В БЕРЛИНЕ ВЫСАДИЛИСЬ ПИРАТЫ

СЕВЕРНАЯ МАКЕДОНИЯ:

НОВАЯ СТАДИЯ КОНФЛИКТА ПЕРЕШЛА В ВЫБОРЫ

 

 

Руслан Костюк

доктор исторических наук, профессор СПбГУ

 

 

21 апреля российское медиапространство почти не уделило внимание первому туру президентских выборов в гораздо менее значимой для нас, чем Украина, славянской стране — Республике Северной Македонии (РСМ). Впрочем, это голосование было первым в стране с подобным названием, но ирония судьбы в том, что именно данное название стало мощнейшим камнем преткновения ведущих политических сил небольшой балканской страны и переименование Республики Македонии привело к новым конфликтам в общественно-политической жизни этого балканского государства.

Дело в том, что подписанное в июне 2018 г. Преспанское (на озере Преспа) соглашение между правительствами Греции и Македонии, предусматривающее переименование Республики Македонии в РСМ, вызвало крайне неоднозначную реакцию в македонском обществе и среди македонского населения. Афины с самого момента распада югославского государства заняли непримиримую позицию: нет — интеграции Македонии в евроатлантические структуры до отказа от доставшегося в наследие от югославской федерации названия, которое, по мнению ведущих политических сил Греции, означает потенциальную угрозу для греческой одноимённой провинции. Вплоть до самого последнего времени в Греции Македонию именовали не иначе как «Республика Скопье» (по названию столицы страны), а на сессиях Генассамблеи ООН заседали представители от «бывшей югославской республики Македонии».

Пока в Скопье у власти находились консерваторы, никаких подвижек на греческом направлении не наблюдалось. Македонские правые зациклились на прославлении «македонской цивилизации», которую они возводят к временам Александра Македонского, что, конечно же, не могло не раздражать греков. Но в мае 2017 г. в стране председатель Социал-демократического союза Македонии (СДСМ) Зоран Заев сформировал при поддержке трёх партий, защищающих интересы македонских албанцев, правительство, которое пошло с Афинами на переговоры, результатом чего и стало Преспанское соглашение.

Немаловажно отметить, что свою роль в достижении данного компромисса сыграли внешние игроки, в частности Европейский Союз и НАТО, куда так настойчиво стремится Македония; при этом в данном вопросе между всеми основными политическими силами республики царит, что называется, «евроатлантический» консенсус.

По договору с Грецией Республика Македонии и переименовалась в РСМ, приняв требование греков произвести инвентаризацию учебников истории и исторических объектов на территории страны, чтобы официально указать их принадлежность эллинской цивилизации. Зато Греция не только признала «легальность» македонского языка и македонской нации, но главный «приз» носил внешнеполитическое измерение — Афины открыли дверь для вхождения РСМ в ЕС и НАТО. Важно подчеркнуть, что Преспанское соглашение было заключено в тот самый момент, когда во главе и греческого, и македонского правительств находились левые политики. Наоборот, и в Македонии, и в Греции главными оппонентами договора выступили силы правой оппозиции.

Если З. Заев заявил, что с этим соглашением «открывается новая история для демократической Македонии», и что «мы гордимся тем, что объединились и решили спор, который разделял нас, и выбрали решение, которое нас объединяет», то перешедшая в оппозицию правоцентристская Всемакедонская революционная организация — Демократическая партия македонского национального единства (ВМРО-ДПМНЕ) была резко против. Президент, Гёрге Иванов, избранный от этой партии, категорически отказывался до самого конца подписывать закон о внесении конституционных поправок, заявляя: «Я не согласен с попытками конституционно изменить государственное название». Его партия активно использовала все возможные законные формы агитации против переименования, включая проведение массовых манифестаций, антиправительственных пикетов и митингов. ВМРО-ДПМНЕ даже одно время отзывала своих представителей из Центральной избирательной комиссии.

ВМРО-ДПМНЕ, сделав ставку на бойкот, сорвала проведение референдума о переименовании в сентябре прошлого года, в котором приняло участие менее 37% избирателей. Хотя, честно сказать, правительство Заева поставило на этом референдуме перед избирателями достаточно циничный вопрос: выступают ли македонцы за членство в ЕС и НАТО, одобренное Преспанским соглашением с Грецией?

Правительственная коалиция, ссылаясь на то, что громадное большинство голосовавших на референдуме 30 сентября 2018 г. сказали «да», нанесла свой контрудар: при морально-политической поддержке США и ЕС, одобрении переименования «албанскими» партиями, удалось в конечном счёте, вероятно, просто «купить» 8 консервативных депутатов и при решающем «конституционном» голосовании в 120-местном Собрании Республики в конце 2018 г. добиться того, что 81 парламентарий всё-таки проголосовал за новое название. Президент Иванов публично отказался подписать соответствующие поправки, но за него это сделал спикер парламента Талат Хшафери, представляющий ведущую партию албанской общины — Демократический союз за интеграцию, а в 2000-е годы служивший одним из офицеров албанской повстанческой группировки, сражавшейся против законного правительства Македонии!

С февраля сего года поправки вступили в силу, и Македония стала северной. Уже начат процесс вступления Северной Македонии в НАТО, но, как верно отмечает эксперт Российского института стратегических исследований Николай Подчесов, если для сторонников переименования главным стимулом было обещание членства в Евросоюзе, то этот «пряник» жители РСМ получат явно нескоро: в прошлом году ЕС дал понять, что очередное расширение за счёт западно-балканских стран произойдёт точно не раньше 2025 г.

Ещё любопытно то, что в преддверии осеннего референдума СМИ Македонии немало говорили о вмешательстве со стороны России, хотя при этом же все прекрасно видели, каково вмешательство со стороны США и Евросоюза. Но вот совсем недавно сам З. Заев признал: «У меня нет доказательств какого-то российского влияния. РФ — дружественная страна Македонии и не имеет ничего против интеграции».

Конечно, РСМ, особенно после столь удовлетворившего ведущие страны Западной Европы полюбовного соглашения с Грецией, продолжит получать финансовую помощь от фондов ЕС. В условиях, когда значительная часть населения живёт в бедности, а безработица охватывает более пятой части населения северомакедонского населения, экономика РСМ ничем особенным не блистает и в значительной степени зависит от финансовых инвестиций со стороны более богатых стран. Экономический рост в Македонии по итогам 2017 г. был в районе двух процентов, но даже по западно-балканским меркам эта страна относится к числу наиболее бедных.

Возвращаясь к выборам 21 апреля, стоит отметить, что во многом из-за диспута по вопросу переименования и «македонской идентичности» в РСМ сформировалась по сути биполярная политическая система, хотя и с важной ролью «албанских» партий, играющих своеобразную роль арбитра. Так, до 2016 г. ведущие албаноязычные политические силы выступали в качестве «подпорки» правоцентристов, сейчас — социал-демократов. Но несмотря на то, что албанцы составляют не менее четверти населения республики, ключевую роль их политические силы всё же не играют. Хотя, в соответствии с законодательством, существует определённая система квот, благодаря которой албанцы имеют фиксированный минимум своих представителей в силовых структурах и в госаппарате. Более того, без «албанских» партий невозможно формировать правительственное большинство.

Любопытно, что в президентской кампании-2019 за высший государственный пост (хотя и второй по значимости — РСМ является парламентской республикой) борьбу вели всего три претендента, и все они являются юристами! О том, что македонская политическая система отличается биполярностью, говорят и итоги первого тура президентских выборов в этом апреле, на которых кандидатура беспартийного учёного-юриста, этнического албанца доктора Блерима Реки получила лишь 11% голосов и третье, последнее место.

Ну а подавляющая часть избирателей разделила свои симпатии между претендентами на президентский пост от двух главных македонских партий. При этом между ними была зафиксирована «боевая ничья». Юрист, бывший глава Государственной избирательной комиссии, представляющий СДСМ, Стево Пендаровский и ещё одна учёная-юрист, экс-министр от ВМРО-ДПМНЕ Гордана Сильяновская-Давкова набрали каждый чуть более 44% голосов.

Стране предстоит 5 мая второй тур. По мнению эксперта по современной Северной Македонии, доцента СПбГУ Евгения Колоскова, победу в нём должен одержать кандидат социал-демократов. Опросы общественного мнения также показывают, что, вероятнее всего, победу в нём одержит представитель левоцентристов. Дело в том, что основная масса «албанских» партий, на деле правых в политическом плане, не желает допустить победы кандидата от силы, которую они интерпретируют как «македоно-националистическую» и возражающую против расширения использования албанского языка в государственных учреждениях. У Г. Сильяновской-Давковой просто не имеется дополнительного политического ресурса, чтобы серьёзно улучшить свой показатель. Но в любом случае, глубокий политический водораздел в РСМ ещё нескоро, видимо, удастся преодолеть. Таким образом, внутриполитическая конфронтация в РСМ сохраняется ничуть не в меньшей степени, чем она была в Республике Македонии…

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Сетевое издание "Конфликтология" зарегистрировано в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77-58529 от 04.07.2014.

Официальный домен издания CONFLICTOLOGY.RU

В настоящее время происходит процесс перерегистрации издания в Роскомнадзоре в связи со сменой учредителя.

Учредителем сетевого издания "Конфликтология" является АНО ДПО Институт мира и исследования конфликтов.

 

Все издания на ЛитРес:

Канал Института мира и исследования конфликтов на Youtube.

Канал Института мира и исследования конфликтов на Яндекс.Дзен.