КОРЕЯ ДАЛЕКО, КОРЕЯ БЛИЗКО

 

Сергей Ильченко, доктор филологических наук, кандидат искусствоведения, профессор ВШЖиМК СПбГУ

 

До Южной Кореи лететь из Москвы девять часов. Вроде бы тысячи километров, если взглянуть на карту. Однако тот мост, который с помощью культуры строят обе наши страны, существенной сокращают расстояние и позволяют в прямом и переносном смысле ближе узнать одну из самых легендарных азиатских стран.

Автору этих строк дважды довелось побывать в Южной Корее и обе эти командировки были по-своему знаменательны и необычны. И они состоялись благодаря Диалогу «Россия — Республика Корея» (ДРРК), общественной организации, сотрудники которой и трудятся над развитием связей между нашими странами по всем возможным направлениям. И, как показывает опыт, именно культурная составляющая оказывает позитивное влияние на этот процесс. Российскую сторону в ДРРК представляет Санкт-Петербургский государственный университет во главе с ректором, профессором Н. М. Кропачевым. Его заслуги в деле развития российско-южнокорейских связей были отмечены присвоением звания почетного гражданина Сеула.

Первый визит был связан с поручением представить в Сеуле программу российских документальных фильмов. Основу программы составили ленты выдающегося российского кинорежиссера, петербуржца Александра Николаевича Сокурова. Таким образом с российской стороны в столице Южной Кореи и оказался профессор ВШЖиМК СПбГУ, доктор филологических наук, кандидат искусствоведения Ильченко С.Н. Скажем сразу, что знакомство с корейскими коллегами было насыщенным и плодотворным. Во многом потому, что представители различных корейских университетов хорошо говорили по0русски и прекрасно ориентировались в российской культуре и, прежде всего, в кинематографе. Стоит сказать добрые слова в адрес коллег — профессора Ли Хенсук (Университет Коре, секретариат ДРРК) и профессора Ли Чжиен (Университет иностранных языков Хангук, отв. секретарь корейской рабочей группы «Культура и искусство» ДРРК).

Показ проходил в престижном кинотетатре арт-центре Seoul Art Cinema, одном из центральных кинотеатров корейской столицы, знаменитом своими ретроспективами лучших фильмов мирового киноискусства. В свое время здесь проходили ретроспективы, посвященные русской революции, 90-летию киностудии «Мосфильм». Здесь также демонстрировался фильм Александра Сокурова «Русский ковчег».

 

В декабрьскую ретроспективу фильмов Сокурова были включены его картины: «Московская элегия» (1986, посвящен памяти Андрея Тарковского), «Элегия жизни. Ростропович. Вишневская» (2006), «Франкофония» (2015). Корейска сторона активно готовилась к ретроспективе. Был выпущен постер с портретом режиссерам, специальная программа-буклет, посвященная демонстрируемым фильмам и биографии Александра Сокурова

Показы фильмов Сокурова вызвали интерес корейской публики. Доминирующую часть аудитории составляли, как правило, студенты и молодые люди в возрасте до 30 лет. Особенно это чувствовалось после показа «Франкофония», когда был формат «Q & A» (вопросы и ответы). Модератором дискуссии выступила профессор Ли Чжиен. Вопросы свидетельствовали о глубоком понимании корейскими зрителями главной темы творчества Сокурова и представленных в ретроспективе картин: искусство и человек. Зрители задавали порою весьма неожиданные вопросы. Например, о соотношении политики и творчества, о понимании режиссером места музея в современной цивилизации, об ответственности властей за искусство и его сохранении для будущего. Вопрос продолжались и после того как отпущенный после показа на обсуждение час истек.

Теплый прием, оказанный корейской стороной, был абсолютно искренним и стал еще одним доказательством взаимной привлекательности наших стран друг для друга, а главное — продемонстрировал возможности дальнейшего развития контактов на ниве культуры и искусства. Недаром во время деловых переговоров с корейскими коллегами родилась идея большого фестиваля современного российского кино. Идея была реализована на удивление оперативно и энергично. И уже в апреле нынешнего года профессор ВШЖиМК СПбГУ, автор этих строк вновь отправлялся в Республику Корея, чтобы участвовать в церемонии его открытия. Название фестиваля говорило само за себя: «Великое наследие российского кинематографа».

Столь масштабное событие в культурной жизни южнокорейской столицы было организовано при самом непосредственном участии уже знакомого «Диалога «Россия — Республика Корея» (ДРРК) в Сеульском арт-киноцентре. И вновь — знакомый зал, знакомые лица корейских коллег. Формат церемонии был соблюден полостью. Было передано устное приветствие от ректора СПбГУ Н.М. Кропачева, а также зачитано приветствие директора Российской Национальной Библиотеки А. П. Вершинина как руководителя секции «Культура» ДРРК. На открытие также выступил представитель посольства РФ в Республике Корея и организаторы фестиваля с корейской стороны.

Масштабы фестиваля впечатляют в том числе и по российским меркам. Показ отечественных фильмов проходил в Сеульском арт-киноцентре до 5 мая включительно. За это время было дано 42 сеанса и показано 16 наших картин. Это, действительно, было великое наследие — от «Нового Вавилона» Григория Козинцева и Леонида Трауберга» до «Москвы слезам не верит» Владимира Меньшова и «Потерянной империи» Карена Шахназарова. А еще были такие выдающиеся картины как «Восхождение» Ларисы Шепитько и «Война и мир» Сергея Бондарчука. Последний, кстати, показывался дискретно, то есть каждая серия эпопеи отдельно. Отбор «кандидатов» для участия в фестивале был совместным, таким образом можно было еще раз убедится в том, что корейские коллеги очень уважают и деликатно относятся к пожеланиям российской стороны. При этом каждый фильм демонстрировался дважды. Большой честью для нас было то обстоятельство, что фильмом-открытием фестиваля стал известный киноальманах «Петербург. Только по любви», посвященный северной столице.

Еще одно приятное открытие — встречи с корейскими студентами во время лекций. Автору этих строк довелось во время визита рассказывать в разных университетах страны о современном российском кинематографе и современной российской культуре. Аудитория была благодарной, ибо все слушатели изучают русский язык и русскую культуру. И потому после лекций были вопросы, которые явно указывали на заинтересованность нашей страной, ее традициями и ее культурой. Одна из лекций состоялось в университете Кенсан в городе Чинчжу, находящемся практически на крайнем юге страны. Поездка на автобусе в место чтения обернулась новыми приятными впечатлениями от увиденных пейзажей, так напоминающих наш Крым.

Впечатления от знакомство с самобытной корейской культуры не уложить в объем одной статьи. И поэтому вполне вероятно, что корейская одиссея будет продолжена автором этих строк, ибо есть еще много впечатлений и фактов, которые непременно знать о современной Республике Корея. Ведь впереди у нас есть весьма значимый повод для расширения знакомства. В 2020 году будет отмечаться 30-летие установления дипломатических отношений между нашими странами, а также 10-летие учреждения ДРРК.

Впрочем, корейская сторона уже сделала один символичный шаг (с помощью российских партнеров). В самом центре Сеула, у пятизведочной гостиницы «Лотте» стоит памятник Александру Сергеевичу Пушкину. Корейские коллеги пояснили мне, что творчество нашего «солнца русской поэзии» и даже наизусть процитировали мне его известные строки про то, что «если жизнь тебя обманет…». И далее — по тексту. Рассказывают, что это стихотворение было очень популярно в Республике Корея, когда страна пережила нелегкие экономические времена…

Нынче у Кореи и России есть богатое пространство для развития сотрудничества. Во всех сферах и направлениях. Побывав здесь, об этом могу свидетельствовать с полной ответственностью. Корея на карте находится очень далеко. А в сфере культуры и искусство эти тысячи километров сокращаются с неимоверной быстротой. Во всяком случае, с помощью кинематографа совершенно точно.

 

Сеул — Чинчжу — Санкт-Петербург

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77-58529 от 04.07.2014.

В настоящее время происходит процесс перерегистрации издания в Роскомнадзоре в связи со сменой учредителя.

Учредитель сетевого издания "Конфликтология" является АНО ДПО Институт мира и исследования конфликтов.

 

Все издания на ЛитРес:

Канал Института мира и исследования конфликтов на Youtube.

Канал Института мира и исследования конфликтов на Яндекс.Дзен.