ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЕ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ: ПРАКТИКА РАЗРЕШЕНИЯ

 

Нина Халикова, писатель, психолог,

Российская Психотерапевтическая Ассоциация

 

 

        Нельзя жить в обществе и быть от него свободным, - утверждал В. Ленин, и с этим невозможно не согласиться. Прежде всего человек существо социальное, и в этой связи социальная действительность влияет на наши представления о том какими мы должны быть, в гораздо большей степени, нежели нам кажется. Общество, скрыто и открыто довлеет над нами, измеряя всё своей меркой, оно указывает нам что можно и должно, а чего нельзя, так же социум навязывает нам определённые стереотипы мужской и женской идеальности, иными словами, требует от нас подчинения определённым нормам. Сложилось так, что физически привлекательные, успешные люди, с твёрдым характером, нацеленные на преодоление любых сложностей, производят на нас более благоприятное впечатление (хотя всем понятно, что внешность обманчива) нежели люди с ярко выраженными недостатками, плохим образованием, низким уровнем интеллекта и пустым кошельком. Это особенность восприятия.

     Итак, перед нами ряд должествований, и мы не можем быть от него свободными (хотя иногда очень хочется). Эти самые должествования зачастую сильно отличаются от того, что мы видим в зеркале, что чувствуем внутри себя и что обозреваем на своём банковском счету. Дети не слушаются, тело так себе, учёных степеней не достигли, на скрипке не умеем… Знакомая картина?  И нам требуется немало усилий и мужества, чтобы оставаться спокойными хотя бы внешне, ибо говорить о внутреннем спокойствии здесь не приходится. Всё это, в значительной степени, может породить ряд внутренних разногласий, таких как неудовлетворённость собой, страх оказаться неудачником; может как фрустрировать нас, так и создавать проблемы в области человеческих взаимоотношений, словом, породить внутренний конфликт.

       Хоть мы и стремимся к личностному росту и имеем на этот счёт самые высокие ожидания, тем не менее нас не покидает чувство маленького, одинокого, беззащитного, неидеального человека, стоящего перед огромной махиной жизни; махиной бесчувственной и жёсткой, способной как возвеличивать, так и уничтожать нас по своей прихоти и без всякой на то причины. И вот, мы смотрим на мир, оцениваем себя, соотносим расстановку сил, и понимаем, что очко, к сожалению, не в нашу пользу. Исподволь нас это гложет, мы ощущаем зуд разочарования, у нас утрачивается внутренний баланс, снижается стрессоустойчивость, причём, происходит это независимо о того, обналичиваем мы свои мысли и чувства или нет. Таким образом, человек как бы вступает в борьбу не только со своими подавленными желаниями и детскими комплексами, но и встаёт лицом к лицу с данностями существования в целом.

     Проблема может оказаться ещё и в том, что человек изначально отрицает у себя наличие внутренних конфликтов, отрицает не только вслух, но и перед самим собой, и даже те внешние проявления внутренних разногласий, которые, казалось бы, должны послужить сигналом (непоследовательность поведения, состояние тревоги, депрессии) он рассматривает, как неудачное стечение обстоятельств, да и только. Здесь можно сказать, что противоречивое отношение человека к самому себе, искажённое восприятие собственного Я, в известной степени, формирует конфликт. Если человек испытывает беспокойство по поводу своей несостоятельности, растерянность перед ситуацией, уязвлён для критики, если же какие-то дополнительные факторы (а они, бесспорно, есть всегда) служат источником его внутренней и внешней напряжённости, то на них следовало бы обратить внимание. Это и есть движущие силы внутреннего конфликта. Однако, этого не следует бояться, поскольку все люди подвержены внутренним конфликтам. Самое правильное не отрицать реальность, а признать наличие тех самых внутренних противоречий и быть нацеленным на то, чтобы лучше понять структуру и динамику своего внутреннего конфликта. Справедливо было бы сказать, что неверное представление о себе только добавляет новых проблем к уже имеющимся. Следовательно, при достаточно сбалансированном отношении к себе, при удовлетворении своих потребностей здоровыми способами, внутренний конфликт ослабевает.

   Американский психолог У. Глассер был убеждён в том, что по ходу жизни люди ответственны за свои поступки. Его теория основывалась на утверждении, что поведение человека целенаправленно на контроль мира, удовлетворение физиологической потребности в выживании, психологических потребностей в общении, в свободе и положительных эмоциях. Если же человек удовлетворяет свои потребности, не ущемляя прав и свобод других – прекрасно, но если человек испытывает потребность в игнорировании чужих интересов, а фокусируется лишь на своих собственных, пытаясь удовлетворить их любой ценой, то здесь и возникает потенциал для межличностного конфликта как в формате экономическом и политическом, так и в более мелком формате межличностных взаимодействий. Не подлежит сомнению и тот факт, что присутствует связь между невротической личностью и склонностью к конфликтному поведению, и наоборот, враждебность к миру уменьшается, главным образом, посредством ослабления внутренних противоречий. Словом, внутренние конфликты играют в межличностных конфликтах гораздо большую роль, чем это может показаться на первый взгляд.

      Межличностный конфликт – это, в определённой степени, макрокосм, сложенный из огромного количества микрокосмов, тысячей внешних и внутренних обстоятельств, взаимодействующих и влияющих друг на друга. Здесь я могу привести в пример лишь некоторые из них: внутриличностные конфликты сторон-участников, социальное давление, невротические амбиции, навязчивое стремление прийти к консенсусу не путём долгих  переговоров и дипломатических торгов, а быстро, и без учёта интересов противоположной стороны, желание заткнуть всех за пояс и отстоять своё мнение, экстремальные поступки, взаимные нападки или оскорбления, неумение отделить собственные эмоции от общей проблемы, перенесение центра тяжести конфликта на противоположную сторону, и пр., и пр. Не надо быть слишком наблюдательным, чтобы понять, что вряд ли такое поведение может найти положительный отклик у той самой противоположной стороны. Японский философ и психолог Дейсэцу Судзуки говорит: «Ум, лишь созерцает, а когда он делает какую-то работу – он наёмник, к добру или худу».

       По поводу межличностных конфликтов написано множество трудов, в частности немецкий философ и социолог Г.Зиммель говорил, что скептические моралисты толкуют о естественной враждебности человека человеку – человек человеку волк, что с рациональной точки зрения, человек – это законченный эгоист, и что обойти этот природный факт – это всё равно что действовать вопреки своему естеству. Однако, существует и прямо противоположная по духу моральная философия, возводящая нравственное бескорыстие, симпатию между людьми и интерес к страданиям другим. Иными словами, в нас заложен дух противоречия, и мы нередко испытываем разного рода колебания, в том числе и относительно наших целей и средств. З. Фрейд в одном из своих трудов писал следующее: «Что касаемо таких тем, как деньги и собственность, даже у так называемых порядочных людей можно легко обнаружить следы некоторого двойственного отношения к ним. Та примитивная жадность, с какой грудной младенец стремится овладеть всеми объектами (чтобы засунуть их в рот) лишь в несовершенной степени парализуется культурой и воспитанием». Если предположить, что мы живём в эпоху не юной, а всё-таки зрелой культуры, то и в межличностных выяснениях отношений и ведениях конфликта мы должны бы проявлять, свойственный ей, более или менее индифферентный характер.

     Должны бы, но… но, и по сей день случается так, что первоначальная цель нередко оказывается за пределами конфликта, и чтобы её достигнуть, для начала нужно разрешить конфликт, что само по себе внушает невыразимый ужас его участникам. Кроме того, мы не всегда понимаем: зачем разжигаем конфликт или позволяем себя в него втягивать, уничтожая тем самым процесс достижения цели. И даже осознав весь спектр неблагоприятных последствий, связанных с конфликтом, люди не всегда обнаруживают заинтересованности в его окончании, не всегда проявляют признаки желания распутать тот невод, в который попались или который сами же расставили, находя подобные желания трусостью или несостоятельностью.  Словом, совсем необязательно проявлять усердие дурака, которого заставили богу молиться. Есть цель, и есть средства. Например, норвежский социолог и математик Й. Галтунг считал, что вовлечение в конфликт можно назвать социальной несправедливостью, и даже социальным насилием.

   В принципе, не следует забывать, что любая цель достижима разными средствами (разумеется, если сам конфликт не является целью и моделью взаимодействия; то есть «mania conflictus», означающая сильное болезненное пристрастие к противоречиям ради самих противоречий, выходящее за рамки правил и норм).

    С понятием конфликта появляется такое понятие, как конфликтоустойчивость, то есть специфическое проявление психологической устойчивости, способность человека оптимально организовывать своё поведение в трудных ситуациях социального взаимодействия, бесконфликтно решать возникающие проблемы в отношениях с другими людьми, пытаться сделать несовместимое совместимым, поддерживать продуктивность отношений, обладать эффективностью убеждений. Проще говоря, одно и тоже содержание можно выражать по-разному.

     На самом деле здесь следует учитывать и некоторые особенности среды. Убеждения ведь могут не только не убедить, но и вообще остаться неуслышанными (к примеру: станете ли вы убеждать насквозь озябшего человека в пользе холодных обёртываний, или подождёте пока он погреется?) 

    Конфликты – это явление социальное, некий балансировочный механизм, и их отсутствие нельзя рассматривать, как показатель устойчивости и надёжности. Конфликты всегда были есть и будут и это неизбежно, но как их разрешать, вступать ли в творческое продуктивное сотрудничество с собой и с окружающим миром, или же идти по проторенному знакомому пути, вероломно отрицая очевидное, каждый решает для себя. Каждый сам творец своего опыта. Энштейн говорил: «Самое глупое – это делать тоже самое и надеяться на другой результат».

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77-58529 от 04.07.2014.

В настоящее время происходит процесс перерегистрации издания в Роскомнадзоре в связи со сменой учредителя.

Учредитель сетевого издания "Конфликтология" является АНО ДПО Институт мира и исследования конфликтов.

 

Все издания на ЛитРес:

Канал Института мира и исследования конфликтов на Youtube.

Канал Института мира и исследования конфликтов на Яндекс.Дзен.