ЕСЛИ ГОРА НЕ ИДЕТ К МАГОМЕТУ

Елена Иванова, кандидат психологических наук, доцент

Типичная боль современных педагогов и родителей – многие дети не хотят читать, зависают в соцсетях, скользят по клиповой поверхности событий и произведений искусства (если некоторые из них, популярных у подростков, можно назвать таковыми). С другой стороны, современные подростки чрезвычайно невротизированы, испытывают большие трудности в социальной адаптации, часто вынужденно оказываются в экстремальных ситуациях. При этом подростки упираются и отказываются от навязчивой помощи и воспитательных воздействий со стороны взрослых. К сожалению, «под разборку» попадают и рекомендации подросткам больше читать и пользоваться мудростью предыдущих поколений. Кроме того, и сами родители нередко не особо ориентируются в этом мире мудрости.  

Проект «Большие разборки»  - интересная идея и прекрасная возможность раскрыть возможности литературы для ее использования в реальной жизни подростков. Лично для меня наиболее интересной стороной этого проекта является перспектива показать подросткам актуальность и практическую применимость классики, прежде всего, русской в их непростой повседневной жизни.

Вопреки ожиданиям, при опросе подростков выяснилось, что 90% из них заинтересованы в рассмотрении классики при условии, что это будет сделано небанально.

Помню свои подростковые годы, когда я, будучи «запойным» читателем, не любила литературу в школе и никогда не открывала рекомендованных на лето книг. Как раз шаблонность, навязываемая социальная значимость трактовки этих произведений напрочь отвращала не только меня, но и моих сверстников от гениальных творений. В результате мудрый потенциал многих книг, которые мы «проходили» в школе, стал для меня настоящим открытием в более поздние годы.

И дело не только в том, что в настоящей литературе каждый раз находится важное новое по мере взросления, получения жизненного опыта, набивания шишек. Многие открытия, которые сегодня помогли бы найти выход из сложных, эмоционально заряженных ситуаций, которыми кишит жизнь подростка, остаются упущенными. Это в значительной степени происходит из-за «бронзы многопудья», требования почтительности и необходимости давать однозначные «правильные» характеристики на оценку. Все это задавливает живое непосредственное личное восприятие драматических перипетий в жизни героев классических произведений.

Противоречивый поиск себя в попытке доказать свою особенность, исключительность и одновременно быть нормальным, «как все», философская интоксикация, обостренное неприятие фальши, разочарование в родителях и в себе  в сочетании с ощущением своей изолированности, непонятости, со страхом обнаружить свои переживания делают потребность подростков в родственной душе нестерпимой.

К сожалению, часто у подростков нет ни желания, ни умения искать ответы на волнующие их вопросы в литературе, тем более, классической. Модные блокбастеры, мимимишные мультфильмы и другие источники часто дают либо упрощенные, либо нереалистичные, непригодные для личного пользования образцы. Более того, часто они усугубляют подростковый комплекс неполноценности и неудовлетворенности своей внешностью (дисморфофобии), провоцируют замкнутость и душевное одиночество даже при кажущейся социальной активности.

Здесь может оказаться очень полезной умелая подача опыта литературных героев по аналогии с идеей пастора из «Мертвого сезона», который закупал музыкальные автоматы для церкви для того, чтобы привлечь туда молодых прихожан с расчетом, что постепенно «вечная красота богослужения» проникнет в их души. Проект «Большие разборки» в увлекательной форме покажет подросткам, что они не одиноки в своих исканиях, более того, что аналогичные проблемы волновали их ровесников и более старших молодых людей в предыдущие десятилетия и даже столетия. Анализ трудных обстоятельств и попыток нахождения выхода из них без излишней назидательности может стать источником надежды и моделью конструктивного разрешения сложнейших проблем.

Представляется очень удачной аудиоподача материала, которая может непринужденно вовлечь слушателей в мир драматичных переживаний и трудных обстоятельств литературных героев. Они могут сочетать восприятие с привычными видами времяпрепровождения. Возможно, впоследствии к этой форме присоединится еще и видео формат предъявления содержания с использованием фрагментов фильмов.

Мы с коллегами, профессиональными конфликтологами – медиаторами разных поколений, при реализации проекта прежде всего обращаем внимание и видим в литературных произведениях великолепный ресурс знаний о небанальных способах управления сложными конфликтными ситуациями от их профилактики до разрешения. Медиаторский подход к, извините, «текстам» позволяет посмотреть на их содержание с разных точек зрения, влезая в «шкуру» автора, героев и читателей.

Медиаторская подстройка к вкусам и языку читателей-подростков помогает учесть их пресловутое «клиповое мышление», жажду «экшн», отразить типичные наболевшие темы и найти извилистую тропинку к их мятущимся душам. Уважение, несгибаемая доброжелательность и вера в их богатейший потенциал, ищущий выхода иногда в не самых социально одобряемых формах, могут помочь деликатно и бережно удовлетворить их потребность в модели, «делать бы жизнь с кого».

На начальном этапе предполагается вовлечь подростков в проект за счет использования современных литературных произведений, герои которых особенно близки современным тинэйджерам, а их проблемы  понятны и актуальны. Постепенно можно будет перейти к источникам, более отдаленным от сегодняшней реальности. Парадоксально, но литература 19 – начала 20 века гораздо ближе по проблематике к российской повседневности, чем произведения советского периода. Если суметь «правильно приготовить» рассказ и анализ, основанный на классической литературе, то слушатели могут подумать, что речь идет о событиях, произошедших совсем недавно.  

Один из философов 19 века высказался весьма жестко: «Каждый мальчишка-чистильщик сапог – гений, каждый взрослый сапожник – идиот». Почему же не воспользоваться подростковой гениальностью, помочь ей выжить и не перейти в стадию деградации? Как показывают многочисленные исследования, подавляющее количество стереотипных и даже агрессивных, опасных деяний проистекает из неимения эффективных моделей поведения в проблемных ситуациях. Предложение познакомиться с такими моделями на материале лучших образцов художественной литературы является гуманным и практически значимым проектом, позволяющим подросткам увидеть их небанальность и ценность и получить поддержку, опираясь на эти «этюды оптимизма».

Этот проект – серьезный вызов для его устроителей, так как перед ними стоит непростая задача провести слушателей между Сциллой заумности и Харибдой опошления. Профессионализм конфликтологов-медиаторов – самый адекватный компас в этом путешествии.

 

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Сетевое издание "Конфликтология" зарегистрировано в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77-58529 от 04.07.2014.

Официальный домен издания CONFLICTOLOGY.RU

В настоящее время происходит процесс перерегистрации издания в Роскомнадзоре в связи со сменой учредителя.

Учредителем сетевого издания "Конфликтология" является АНО ДПО Институт мира и исследования конфликтов.

 

Все издания на ЛитРес:

Канал Института мира и исследования конфликтов на Youtube.

Канал Института мира и исследования конфликтов на Яндекс.Дзен.