В БЕРЛИНЕ ВЫСАДИЛИСЬ ПИРАТЫ

ИСПАНСКИЕ СТРАСТИ ПОСЛЕ «ТРУДОВОЙ РЕФОРМЫ»

Костюк Руслан, доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета

Главным политическим событием начала года в испанском королевстве стало принятие нижней палатой парламента т. н. «Трудовой реформы», заменившей существовавшее при прежнем правом правительстве национальное трудовое законодательство.

Счёт 175 : 174

      Принятую правительством «Трудовую реформу» ещё в конце прошлого года обязательно надлежало провести через Конгресс депутатов Генеральных конгрессах, где у правительственных партий нет абсолютного большинства голосов. Несмотря на то, что проект реформы получил поддержку основных испанских профсоюзов и организаций работодателей, в парламенте он столкнулся с решительной оппозицией со стороны правых сил. Но это было предсказуемо, тогда как строптивость лояльных к действующему Совету министров левонационалистических региональных партий могла всё испортить. В результате лишь благодаря технической ошибке депутата от правой оппозиции, случайно проголосовавшего «за», 3 февраля «Трудовая реформа» прошла через Конгресс депутатов; за её одобрение высказались 175 депутатов, против — всего на один меньше.

          В принципе, вряд ли с принятием этого закона правомерно говорить о «революционных» изменениях в трудовом законодательстве испанского государства. Реформа закрепила «приоритет применения корпоративных соглашений над отраслевыми соглашениями», обозначила отмену опции увольнения за прогул по болезни, провозгласила увеличение межпрофессиональной минимальной зарплаты (с тем, чтобы она поднялась на уровень к 60% от средней по экономике). Также реформа направлена на то, чтобы сократить срочные трудовые контракты в пользу «любимых» профсоюзами коллективных трудовых соглашений. Подобные срочные контракты сегодня составляют в Испании сегодня не менее четверти от всех заключаемых и, в особенности, они касаются молодых работников, в наибольшей степени затронутых системной безработицей.

           Политические силы Испании по-разному отреагировали на принятие «Трудовой реформы». Премьер-министр и Генеральный секретарь ведущей силы правительства — Испанской социалистической рабочей партии (ИСРП) Педро Санчес в своём твитте отметил, что «сегодня мы движемся к модели трудовых отношений XXI в.», тогда как лидеры правой оппозиции заявляют, что принятая реформа ещё больше «закабалит» экономику централизованными бюрократическими распоряжениями.

Расстановка движется

      Для испанской политики в последние годы в принципе характерно наличие очень подвижной расстановки сил. Уже позади «биполярная» расстановка, характерная для последней четверти ХХ в., когда «ядро» национальной политической системы формировалось вокруг ИСРП и ведущей правой политической силы — Народной партии (НП). Поэтому, собственно, на повестку дня стал вопрос о формировании коалиционного правительства, в которое на сегодняшний день входят, кроме ИСРП, и партии радикального левого спектра, участвующие в блоке «Объединённый Подемос» - левопопулистская партия «Подемос» («Мы можем») и возглавляемая Коммунистической партией Испании (КПИ) коалиция «Объединённые левые» (ОЛ).

          По большому счёту, доминированию ИСРП в левом движении Испании сегодня мало что угрожает. Ведущая сила радикального левого фланга, «Подемос», находится в глубоком внутреннем кризисе, тогда как позиции руководства ИСРП во главе с П. Санчесом кажутся достаточно почными и консолидированными. Безусловно, Санчесу и его команде не хотелось быть зависимыми от более левых партнёров, выступающих к тому же с явно более радикальными требованиями. К примеру, на днях «Подемос» и его союзники вновь подняли вопрос о необходимости увеличить налог на богатство и ставку корпоративного налога, что совсем не интересно социалистам.

        С другой стороны, в ходе подготовки «трудовой реформы» СМИ уделяли огромное внимание персональному вкладу в процесс второго вице-премьера, министра труда и социальной экономики Йоланды Диас. Она многие годы является активисткой КПИ, но именно в последнее время стала самым популярным деятелем «антикапиталистической» части испанского левого движения. Похоже, сама Й. Диас решительно настроена на перестройку этой части политического спектра.

  Поддержав проект «Трудовой реформы», либеральная партия «Сьюдаданос» («Граждане»), ещё больше отдалилась от правой оппозиции. Зато несмотря на то, что две ведущие партии этого спектра — правоцентристская НП и национал-консервативная «Вокс» («Голос») вроде бы консолидированно выступили против изменений трудового законодательства. Однако, внутри самой испанской правой между НП и «Вокс» идёт очень серьёзная борьба за влияние. Если обе партии критикуют социально-экономическую политику центрального правительства и «курс уступок», по мнению «народников» и «Вокс» на «каталонском» направлении, то, с другой стороны, обе партии желают позиционировать себя избирателям как главная антиправительственная сила.

 «Национальные» партии в засаде

      Большой неприятностью для Совета министров стало то, что значительная часть регионалистских партий при голосовании относительно «Трудовой реформы» проголосовали «против». Дело в том, что, не располагая абсолютным большинством мандатов в Конгрессе депутатов, кабинет П. Санчеса вынужден при голосовании за те или иные законопроекты или ежегодные бюджеты обращаться за поддержкой к таким политическим силам, как Баскская националистическая партия, «Республиканская левая Каталонии» (РЛК) или баскский левонационалистический альянс «Билду».

    Социалисты и «Объединённый Подемос» бросили все силы, чтобы уговорить левосепаратистские партии проголосовать за «Трудовую реформу», но в итоге не получилось. Формально потому, что каталонские и баскские левые националисты требовали расширить «региональное измерение» реформы, децентрализовать рынок труда в интересах сообществ и усилить административные возможности региональных органов управления в сфере трудового законодательства. ИСРП не пошла на встречу этим призывам; в итоге сепаратистски, и даже автономистски настроенные депутаты голосовали «против».

          Однако, конфликтность ситуации следует объяснить далеко не только разными подходами к сути «Трудовой реформы». С тех пор, как в Испании было образовано коалиционное левое правительство и левонационалистические партии, по сути, превратились в «политических арбитров» в нижней палате парламента, эти политические силы всерьёз надеялись на то, что Мадрид предложит национальным сообществам что-то более явственное, чем это было при правом правительстве.

     Действительно, начался политический диалог с Каталонией, региональная власть в которой контролируется сторонниками независимости. Однако, со временем он фактически зашёл в тупик, поскольку исполнительная власть Испании отказывается от качественного расширения полномочий каталонского сообщества и не допускает возможности проведения в регионе юридически обязывающего референдума о независимости Каталонии. Один из лидеров РЛК, президент каталонского Женералитата Пере Арагонес в этой связи выражает свои сомнения в продуктивности актуального диалога с Мадридом: «Перспективы, процесс переживают сложные времена из-за отсутствия мужества испанского правительства, которое отказывается сделать политическое предложение для Каталонии.» В свою очередь, кабинет П. Санчеса находится по «каталонскому вопросу» в своеобразной политической ловушке: на него оказывает постоянное давление правая оппозиция, категорически неприемлящая любые уступки по отношению к каталонскому «индепенедентизмму».

Внешнеполитические проблемы

          Обычно для Испании проблемы международной политики имеют некое отдалённое звучание и, во всяком случае, они не влияют на национальную политику, хотя бы в силу того факта, что между основными политическими силами в стране — ИСРП и НП — не существует непреодолимых внешнеполитических «узлов». Однако, на сей раз украинский кризис выявил различное отношение к нему — в недрах самих правительственных партий.

          Верная обязательствам по отношению к НАТО и Европейскому Союзу (ЕС) социалистическая партия заняла по «украинскому досье» вполне прогнозируемую позицию. Как и НП, ИСРП, в своём большинстве, считает, что основную ответственность за эскалацию ситуации несёт Россия, чьи военные приготовления вокруг Украины угрожают миру и безопасности в регионе, а также несут потенциальные угрозы суверенитету Украины. Правда, на этом фоне сам П. Санчес не раз в последнее время высказывался за деэскалацию ситуации, поддержав миротворческие миссии Эмманюэлля Макрона и Олафа Шольца в Москву, как и необходимость постоянного политического диалога Запада с Россией.

          А вот радикальные левые партии заняли более жёсткие антивоенные позиции. Не ставя под сомнение право Украины на территориальную целостность, девять радикальных левых партий во главе с «Подемос» и ОЛ выступили с совместным заявлением, в котором, в частности, отмечалось: «Мы не можем позволить себе быть запертыми в старой схеме «холодной войны». Нужно отказаться от планов по вступлению Украины в НАТО.» По сути, в том числе правительственные партнёры ИСРП ясно дали понять, что они возражают против отправки в Восточную Европу испанских военнослужащих.

         Вряд ли упомянутое заявление способно укрепить правительственный лагерь. Но кабинет ждут, конечно же, ещё и иные испытания. На сегодня Испания имеет самое левое по составу правительство в странах ЕС. Но этот факт, с другой стороны, лишь способствует усилению политического и социального давления со стороны консервативной оппозиции. А такие острые и нерешённые проблемы, как политическая ситуация в Каталонии лишь, что называется, подливают масло в огонь. Соответственно, всё это предполагает, что внутриполитическая конфликтность в испанском обществе в дальнейшем будет, скорее всего, углубляться.

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Сетевое издание "Конфликтология" зарегистрировано в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77-58529 от 04.07.2014.

Официальный домен издания CONFLICTOLOGY.RU

В настоящее время происходит процесс перерегистрации издания в Роскомнадзоре в связи со сменой учредителя.

Учредителем сетевого издания "Конфликтология" является АНО ДПО Институт мира и исследования конфликтов.

 

Все издания на ЛитРес:

Канал Института мира и исследования конфликтов на Youtube.

Канал Института мира и исследования конфликтов на Яндекс.Дзен.